Очень часто собственники, решив продать свое загородное имущество, допускают ошибки, которые мешают гладкому и быстрому совершению сделки, а нередко продавец теряет своего покупателя.
Эксперты компании Penny Lane Realty – ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости – обращают внимание на пять самых распространенных ошибок, типичных для подавляющего количества продавцов загородной недвижимости.
Ошибка первая: нерыночная цена объекта. Как правило, у продавцов, особенно если речь идет об элитной недвижимости, много времени уходит на осознание реальной стоимости своего имущества. “Каждый третий собственник уверен, что его недвижимость самая уникальная и второго такого дома нет, – говорит ведущий специалист компании Penny Lane Realty Михаил Беляков. – Я, конечно, понимаю, что человеку свойственно привязываться к личным вещам, особенно если в их создание вложены время и труд, но это сильно мешает адекватной оценке их стоимости. Завышенная цена существенно затягивает процесс продажи объекта”.
Довольно распространенный случай, когда полгода, а то и год переоцененный дом не продается. Все это время владелец осознает истинную стоимость своего имущества, потому что в первый раз он эту цифру просто не слышит. Ничего критичного в этом нет, тем не менее, для продавца отсрочка сделки означает заморозку капитала, который мог бы быть в обороте и приносить определенный доход.
Ошибка вторая: отсутствие товарного вида у дома. Непрезентабельный вид дома существенно затрудняет его реализацию. Большинство продавцов не задумываются, почему проводить предпродажную подготовку автомобиля считается естественным, а объекта недвижимости – куда более дорогостоящего имущества – нет. “Пропитанная индийскими благовониями гостиная, скрипящая лестница или нерасчищенный от снега двор наносит удар не только по ценнику, но и по скорости реализации дома, – считает Михаил Беляков. – Относительно небольшие для собственника вложения в ремонт, ориентировочно в размере $5-10 тыс., позволяют намного быстрее продать дом и по более выгодной цене. Хотя не стоит забывать, что у объекта недвижимости нет такого изъяна, который бы не компенсировался снижением цены”.
Ошибка третья: предпродажный капитальный ремонт. Решившись на косметический ремонт, главное – не увлечься и не превратить его в капитальный. Многие собственники считают, что фундаментальный ремонт увеличивает стоимость коттеджа на 20-30%. Однако, по мнению экспертов компании Penny Lane, это глубокое заблуждение. “До кризиса на фоне существенного роста цен многие собственники искренне полагали, что увеличение стоимости их дома – результат проведенного капитального ремонта, – комментирует Михаил Беляков. – Но данная точка зрения ошибочна. Этот рост обеспечивался в основном именно за счет разогретого рынка. Сегодня, когда активного повышения цен на недвижимость не происходит, надо понимать, что далеко не каждая отделка увеличивает стоимость дома”.
Ошибка четвертая: присутствие на показе. Нередко показ становится психологически тяжелым испытанием для продавца. Особенно это касается тех случаев, когда владелец с любовью строил и обживал свой дом, а теперь вынужден продавать. “Мы рекомендуем своим клиентам не присутствовать на этой процедуре, – советует Михаил Беляков. – Неоднозначные высказывания потенциального покупателя, который находится в выборе и не скупится на определения, могут оскорбительно звучать для хозяина дома и привести к разрыву сделки. При возникновении у покупателя во время показа вопросов специфического характера риелтор в любом случае сможет получить ответ владельца по телефону”.
Ошибка пятая: обман покупателя. Распространенный случай, когда продавец скрывает какую-то информацию от покупателя. Прячут не только залоги, долги и кредиты, но даже жен. “Не стоит забывать, что юрист покупателя не менее опытен юриста продавца. Практически всегда сокрытие подобной информации приводит к ее обнаружению и, как следствие, к разрыву отношений. Не забывайте, что многие из кажущихся “темными” сторон сделки можно решить “полюбовно”, – напоминает Михаил Беляков.
Первичная информация, полученная покупателем от владельца дома, не должна отличаться от полученных данных в дальнейшем. Любое расхождение относительно площади дома, количества киловатт, свойствах септика, величине коммунальных платежей вызывает дальнейшие подозрения у покупателя. Не стоит забывать, что задачи продавца и покупателя несколько разнятся. Задача первого – побыстрее продать свой дом, второго – найти лучшее предложение на рынке. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)