В кризисном 2009 г. объем производства столярных изделий в стране в стоимостном выражении составил 27,6 млрд. зл. (около 7 млрд. евро), что было на 7% ниже уровня предыдущего года. В 2010 г. многие компании также не добились увеличения собственного оборота. В 2011 г. ожидается подъем жилищного строительства, который положительно скажется на работе отрасли.
В январе объем жилищного многоэтажного строительства вырос почти на 10% к аналогичному периоду предыдущего года. Менее благоприятное положение на рынке индивидуального жилья, поскольку планируемая отмена налоговых льгот для компаний-застройщиков не дает уверенных оснований на будущее возобновление спроса на рынке малоэтажного строительства.
Кроме того, польский рынок производителей столярных изделий в значительной степени разветвлен. В то время как в других европейских странах доминируют крупные фирмы, а мелкие занимают на рынке долю чуть более 5%, в Польше в основном присутствуют небольшие компании, число которых составляет около 2 тыс. Относительно крупные компании, производящие окна, в 2009 г. составляли следующие доли на польском рынке: Dobroplast – 6,3% и Fakto – 5,2%. Только в сегменте мансардных окон имеется около 10 фирм.
Большая часть данного рынка приходится на вертикальные раздвижные окна из ПВХ, которых в Польше ежегодно производится от 15,5 млн. до 16 млн. шт. В 2010 г. было выпущено вертикальных деревянных окон на 1,4 млрд. зл. (350 млн. евро), и годовой оборот данного рынка составил около от 4,8 млрд. до 5 млрд. зл.
По оценкам аналитиков, в последние месяцы в стране наблюдается незначительный рост спроса на алюминиевые и деревянные окна. Следует отметить, что до настоящего времени двери из дерева и алюминия в Польше не были достаточно популярны.
Около 30% окон национального производства экспортируется в страны Западной Европы, главным образом в Германию. Несмотря на кризис, спрос на данную продукцию в последние годы остается достаточно стабильным, и предприниматели надеются на расширение доли вывозимой продукции, при этом доля экспорта в выпуске отдельных компаний превышает 50%. Многие национальные производители проводят собственные разработки инновационной продукции. Производитель мансардных окон – компания Fakro – располагает коллективом, насчитывающим 70 инженеров, которые ориентированы на проектирование новых видов продукции. Известны опытные центры датской компании Velux (мансардные окна) и Stolbud Wloszczowa (двери и оконные рамы).
В 2011 г., по оценкам отраслевых экспертов, польский рынок мансардных окон вырастет на 2-3%. После резкого спада за последние годы, который составил от 15% до 20%, темпы восстановления незначительны. Фирма Fakro и польское отделение компании Velux могут развиваться еще более динамично. В 2011 г. обе компании ожидают лучших результатов, чем в целом по отрасли.
Весной производитель окон и дверей – компания Pozbud планирует ввести в эксплуатацию предприятие по производству межкомнатных дверей. Инвестиционные вложения составляют около 18 млн. зл. Выпуск продукции планируют начать со II полугодия. Крупнейшая польская фирма Lubon при участии германских компаний предполагает начать производство деревянных окон.
По предварительным оценкам, в 2010 г. суммарный оборот польского рынка дверей составил 2,2-2,4 млрд. зл. При этом в Польше производится больше наружных и специальных дверей, чем межкомнатных. Рынок шторных ставень составил, по предварительным оценкам, около 0,8 млрд. зл.
В связи с достаточно развитой национальной производственной базой не ожидается ее значительного расширения. На польском рынке деревянные и алюминиевые двери представлены продукцией австрийского производства. Высоким спросом на внутреннем рынке пользуются импортные петли и фурнитура. Многие международные поставщики имеют в Польше филиалы и производят продукцию на месте. (БИКИ/Строительство в Украине и СНГ)