Углеродное волокно, по мнению архитектора и исследователя Ахима Менгеса, – самый недооцененный ресурс в строительстве. Эксперт утверждает, что при помощи запрограммированных роботов из такого волокнистого материала можно возводить крыши стадионов.
Менгес, возглавляющий институт вычислительного дизайна в университете Штутгарта, разрабатывает программу, чтобы сделать строительство при помощи роботов более интуитивным. Он даже провел эксперимент и строит павильон из углеродного волокна.
Архитектор верит, что такие проекты, совмещающие цифровую технологию и физическое изготовление, могут совершить революцию в строительстве.
Менгес считает, что все возможности углеродного волокна в строительстве еще не раскрыты, и именно роботы помогут раскрыть этот потенциал.
Последние пять лет Менгес сотрудничал с проектировщиком Яном Книпперсом, исследуя природные структуры и их возможное применение в архитектуре в будущем. Сейчас, позвав на помощь проектировщика Томаса Ауэра и архитектора Морица Дерстельманна, команда работает над созданием павильона из углеродного волокна при помощи роботов.
Одна из их методик – оставлять волокно открытым, так можно строить достаточно большие и прочные структуры из углеродного волокна, которые можно использовать в качестве крыши для стадионов.
Первый шаг – создание программы, которая бы контролировала роботов на строительстве.
Углеродное волокно относится к семейству армированных волокном композитных материалов (например, фиброцемент и стекловолокно). Это одни из новейших материалов в строительстве. Впервые о них заговорили в 1960-х гг., подчеркивая их прочность на разрыв, благодаря которой материалы можно использовать в мебельной и транспортной промышленности. В последние годы фиброматериалы набрали популярность, в частности, уже созданы первая машина из фиброволокна (BMW I3) и самолет (Boeing 787 Dreamliner).
По большей части, компоненты из углеродного волокна отливаются в форму. Но, применяя эту устаревшую технологию к относительно новым материалам, строительная промышленность упускает возможность полностью изучить их в качестве волокнистых материалов, говорит Менгес. По его мнению, использование форм не только непомерно дорого, но и расточительно при строительстве отдельных зданий.
В отличие от роботов в автомобильной промышленности, которые обучены выполнять одно и то же задание, команда в Штутгарте разрабатывает программу, которая сделает каждое движение роботизированной руки более осмысленным.
В основе строительства павильона из углеродного волокна для лондонского музея лежат исследования сетей водяных пауков. Робот протягивает углеродные и стекловолоконные пряди через ванну со смолой, а затем обвивает ними металлические леса. Покрытые смолой конструкции обжигаются в огромной печи, а затем отделяются от каркаса и становятся отдельными формами. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)