Служба автомобильных дорог Днепропетровской области в тендерной документации предусмотрела использование доменных шлаков при строительстве участка дороги длиной 29,5 км из Киева в Днепр за 10,6 млрд. грн. В документации к тендеру указано, что 846,3 тыс. кв. м автодороги Киев-Днепр построят именно с применением доменных шлаков.
На момент обнародования первого сообщения о проведении данного тендера на проектирование и строительство упомянутого участка Н-31 (18 июня) в Украине вообще не было отдельного государственного стандарта, который бы позволял использовать шлаки для строительства дорог.
О разработке такого стандарта было сообщено только 14 сентября. Это ГСТУ (9043:2020 “Материалы щебеночные из шлаков для дорожного строительства. Технические условия”) согласно приказу ГП “УкрНДНЦ” вступило в силу 1 ноября.
Кроме того, накануне тендера заместитель министра финансов Александр Кава заявил, что эффективность и качество использования шлаков для строительства дорог фактически не было исследовано, такую попытку сделают только в следующем году.
“Возле Кривого Рога в следующем году будет экспериментальный участок, где будут использоваться шлаки. Далее будем смотреть на эффективность и качество. Вопрос отвалов хронический, особенно для Донбасса. Если дороги помогут хотя бы частично решить его, это будет хорошая история”, – заявил заместитель министра финансов.
Тем не менее, несмотря на отсутствие действующего ГОСТа и надлежащих испытаний, “Укравтодор” еще в июне отчитывался в использовании 30 тыс. куб. м металлургических шлаков на дорогах так называемого “Большого строительства”.
В тендере стоимостью 10,62 млрд. грн. на строительство автодороги государственного значения Н-31 Днепр – Царичанка – Кобеляки – Решетиловка на участке км 28+600 – админграница Днепропетровской области длиной 30 км победил крупнейший подрядчик “Укравтодора” – компания “Автомагистраль-Юг”. Тендер состоялся 19 октября. При этом финальное ценовое предложение победителя торгов оказалось всего на 2 грн. меньше предложения другого допущенного к тендеру участника.
Без учета стоимости строительства различных мостов, искусственных сооружений и развязок ожидаемая стоимость строительства 1 км дороги на этом участке составляла около $10 млн. При этом строительство других участков этой же трассы Н-31 при предыдущем руководстве “Укравтодора” оценивалось в 3 раза дешевле. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)