Около десяти зарубежных компаний заинтересованы в строительстве в Беларуси участка дороги М-10 по принципам государственно-частного партнерства (ГЧП).
Хотя первые строители возьмутся за реконструкцию участка дороги М-10 не ранее, чем через год, уже сейчас идет активное обсуждение проекта с потенциальными партнерами. А это около десятка ведущих европейских, турецких, китайских и корейских компаний, которые готовы построить современную дорогу, поддерживать ее в хорошем состоянии 18 лет в обмен на поэтапную денежную компенсацию затрат. К фактической реализации пилотного проекта государственно-частного партнерства приступят летом-осенью 2018 г. Речь идет о строительстве 85 км магистрали М-10. Планируется, что валютные и инфляционные издержки возьмет на себя государство. Оно же будет нести риски, связанные с автопотоком. Магистраль должны расширить с двух до четырех полос, что позволит увеличить допустимую нагрузку на ось с 10 до 11,5 т, повысить предельную скорость передвижения для легковых машин с 90 до 120 км/ч и с 70 до 100 км/ч – для грузовых машин. Таким образом, в стране появится альтернатива загруженной дороге М-1 и более короткий путь из Евросоюза в Россию, который станет частью концепции “Шелкового пути” с одной стороны и частью международной транспортной сети “Восточного партнерства” – с другой.
Срок действия контракта составляет 20 лет, включая два года стадии строительства и 18 лет эксплуатации. Предварительная стоимость проекта – около $200 млн. Частный партнер будет отвечать за проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию и содержание пяти участков будущей магистрали. После введения дороги в эксплуатацию государство начнет компенсировать его затраты фиксированными частями. Идет подготовка технико-экономического обоснования проекта, разработка соглашения о ГЧП, пакета документов для одобрения проекта Межведомственным инфраструктурным координационным советом, заинтересованными госорганами, администрацией президента.
Как рассказала заместитель начальника Центра государственно-частного партнерства Мария Усик, поскольку это первый проект, он будет предполагать ряд льгот и преференций для частного партнера, которые в законодательстве не предусмотрены. Их предстоит одобрить. Поэтому параллельно идет работа над проектом нормативно-правового акта, который аккумулирует в себе бонусы для участников. Конкурс по отбору частного партнера стартует летом. Состоять он будет из двух этапов: предквалификационного и непосредственно подачи предложений. Займет весь процесс не менее года. К его концу будет подписано три соглашения – о ГЧП между государством и компанией-победителем, между победителем и финансово-кредитными институтами и трехстороннее соглашение между названными. (БЕЛТА/Строительство в Украине и мире)