Строительство шоссе в городах часто считается решением транспортных проблем. Но, как показывает практика, если водителям предоставляется больше дорог, они все равно не пересаживаются на общественный транспорт или на велосипед. Так что транспортные проблемы не решаются.
Поэтому в некоторых городах решили убрать пространства, предназначенные для машин, и превратить дороги в парки и менее загруженные улицы.
Ниже приведены примеры уже законченных строительством проектов или еще находящихся на стадии строительства.
Харбор Драйв, Потрланд, США. Одним из первых шоссе, которым пришлось уступить место парку, было Харбор Драйв в Портланде, построенное на берегу реки Уилламетт. В 1974 г. началась работа, завершившаяся созданием парка Tom McCall Park.
Мост Hawthorne Bridge, ранее предназначавшийся для машин, стал дорогой для велосипедистов и пешеходов, связав Первую Авеню с парком.
Чхонгечхон, Сеул, Южная Корея. Шоссе было построено на одноименном канале. Чтобы справиться с загрязнением окружающей среды и шумом, издаваемым 16 тыс. машинам каждый день, мэр города Ли Мьюнг Бак решил на месте дороги разбить парк.
Был выбран проект Ки Еон Хванга, который предложил расчистить канал и вернуть ему его роль места для встреч. Ревитализация этого пространства помогла снизить шум и температуру в районе.
Пир Фривэй, Сан-Франциско, США. В начале 1980-х гг. в Сан-Франциско решили убрать шоссе “Калифорния 480” и разбить на его месте парк. Но двухъярусную дорогу смогли снести только в 1991 г., после того как в 1989 г. ее повредило землетрясение. Исследования показали, что реконструкция дороги обошлась бы гораздо дороже, чем создание парка.
Сейчас отсюда открываются одни из лучших видов на залив Сан-Франциско.
Мадрид Рио, Мадрид, Испания. Проект “Мадрид Рио” по ревитализации берегов реки Мансанарес начался в 2000 г. Но сложности представляло шоссе М-30, пересекавшее его.
Кроме того, в проект были вовлечены и исторические конструкции, в частности самый старый мост в городе Puente de Segovia, часовня Эрмита де-ла-Вирхен-дель-Пуэрто и мост Puente del Rey. При этом последний, построенный еще во времена правления Жозефа Бонапарта, вернулся на изначальное место, так как во время строительства шоссе был перенесен.
Парк открылся в 2011 г. Правда, шоссе не было полностью уничтожено, но все движение пустили по подземным тоннелям.
Парк Ист Фривэй, Милуоки, США. Проект 1960-х гг. предполагал строительство шоссе в центре города. Но местные жители воспротивились, так как, на их взгляд, уровень шума существенно увеличится. Поэтому шоссе так и не достроили, а некоторое его части были убраны в 1999-2002 гг. для строительства проекта Парк Ист Коридор, который позволит связать центр города с рекой.
Площадь нового парка – 60 га, 24 из которых отдали под новые здания.
Аляскан Уэй, Сиэтл, США. В 2001 г. землетрясение повредило путепровод над шоссе Аляскан Уэй. Изначально предполагалось восстановить его, но позже решили сделать подземный тоннель, а пространство на поверхности вдоль залива Эллиотта соединить с городом новой пешеходной зоной. Открытие парка запланировано на следующий год. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)