Профессор Мэтью П. Адамс из Технологического института Нью-Джерси рассказал, почему важно использовать устойчивые заполнители в бетоне. Он является международно-признанным экспертом в области использования переработанного бетона в качестве замены природных заполнителей нового бетона.
Только в одних Соединенных Штатах, как сообщает Адамс, за год производится больше 80 млн. т портландцемента и 2,2 млн. т цемента для каменной кладки. Портландцемент является основным ингредиентом в бетоне, и большая часть произведенного цемента идет именно на производство бетона. Хотя бетон считается устойчивым материалом, его производство серьезно влияет на окружающую среду.
Производство бетона требует миллиарды тонн природных заполнителей, таких как песок и гравий. И это только для одной страны в год. Помимо того, что эти заполнители нужно добывать, их также требуется перевозить. Транспортировка и добыча не только дорого обходятся компаниям, но и плохо влияют на окружающую среду, так как все это ведет к выбросу огромного количества парниковых газов. Поэтому Адамс считает, что переработка использованного бетона для производства заполнителей для нового бетона является реальным выходом. Это не только поможет сохранить природные ресурсы, но и ограничит производство парниковых газов. Это также поможет строительной отрасли экономить деньги.
Устойчивые заполнители чрезвычайно нужны строительной отрасли. Сейчас все полагаются на новые, только добытые заполнители. Но это требует добычи миллиардов тонн сырья ежегодно. Песок является безграничным ресурсом, но все же он исчерпаем. И в некоторых частях мира заполнители для бетона даже начинают иссякать. К примеру, в Великобритании песок и гравий потребляются в два раза быстрее, чем они пополняются.
Не стоит забывать, что добыча любых природных ресурсов требует перестройки земли, а это влияет на местную флору и фауну. Другими словами, добыча заполнителей для бетона, даже если это простой, как многие считают, песок, выходит “боком” природе.
Перевозка заполнителей является одной из самых больших проблем для экологии. Транспортные средства, перевозя все эти миллиарды тонн песка и гравия, серьезно вредят планете, потому что происходит выброс парниковых газов. В одной только Калифорнии фуры и грузовики, перевозящие заполнители для бетона, выбрасывают около 520 тыс. т CO2 в атмосферу за год. И эта цифра может вырасти в два раза.
Что же касается использования переработанного бетона, то здесь есть перспективы. В США, по статистике, в год собирается около 325 млн. т старого бетона в ходе сноса старых зданий. Весь этот бетон может быть использован для производства заполнителей для бетона.
Адамс предлагает, чтобы компании, занимающиеся сносом и сбором старого бетона, организовывали мобильные станции обработки прямо на месте сноса.
Адамс отмечает, что при использовании переработанного бетона в качестве заполнителя качество бетона и его прочность нарушены не будут. Процесс сушки будет слегка отличаться, но в целом с помощью переработанного бетона можно даже улучшить некоторые свойства бетона. Конечно, требуются исследования, чтобы понять, как самым эффективным способом использовать переработанный бетон. Адамс считает, что отрасль должна инвестировать в переработанные заполнители. (Proektstroy/Строительство в Украине и мире)