Объем предлагаемых в аренду площадей в торговых центрах (ТЦ) Москвы по итогам первого квартала снизился с 1,3 до 1 млн. кв. м, подсчитали в компании Knight Frank.
Эксперты отмечают, что, несмотря на снижение уровня вакансии, говорить о стабилизации ситуации на рынке торговой недвижимости Москвы еще рано, причиной наблюдаемых улучшений является не рост спроса на торговые площади, а отсутствие прироста нового предложения.
В торговых центрах Москвы, введенных в эксплуатацию до 2014 г., доля вакантных площадей, как правило, не превышает 5-6%. Но в большинстве торговых центров, вышедших на рынок в 2015 г., в аренду предлагается около 22% (суммарно) от общего объема площадей, пустующих на столичном рынке. Каждый третий квадратный метр пустующих площадей – в торговых объектах, открывшихся в 2015 г.
По мнению аналитиков, торговые центры, открытие которых состоится в 2016 г., также будут выходить на рынок со значительной долей свободных площадей. По итогам года показатель доли вакантных площадей может вырасти на 2% и достичь 14,5%.
“Все торговые центры, введенные в эксплуатацию и ожидаемые к открытию в ближайшее время, были запланированы в совершенно иной рыночной ситуации. Теперь среди новых торговых центров мы наблюдаем те объекты, в которых доля вакансий интенсивно сокращается – в данных объектах, как правило, есть профессиональная собственная команда, опытные консультанты и относительная финансовая гибкость в принятии решений. Остальные объекты: и новые, и старые, – сталкиваясь с растущим уровнем вакансий и ухудшающимися финансовыми показателями, предпринимают либо попытки выхода за границы бизнеса коммерческой недвижимости: собственный ритейл, франчайзинг, занимаются ротацией команды, – либо плавно идут ко дну”, – прокомментировал директор департамента торговой недвижимости компании Александр Обуховский. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)