Согласно прогнозам аналитиков, до конца года объем предложения торговых центров в Санкт-Петербурге уже не изменится. В таком случае, 2015 г. может установить антирекорд по объемам ввода торговых площадей за последние 5 лет.
Нулевой объем ввода, альтернативное заполнение торговых площадей и усиление управляющими компаниями мер по привлечению посетителей приведут к сохранению в четвертом квартале вакансии на уровне 7,5%.
В третьем квартале на петербургском рынке торговой недвижимости было введено около 50 тыс. кв. м GLA, что почти в 5 раз превышает результаты первого полугодия и на 65% отстает от показателей аналогичного периода прошлого года. Так как открытие Fashion House Outlet и ТЦ “Искра” было перенесено на 2016 г., вполне вероятно, что 2015 г. установит антирекорд по объемам ввода торговых площадей в период с 2010 г.
По мнению Натальи Скаландис, управляющего директора Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге, это может подтолкнуть рынок к появлению новых форматов, например, ярмарок/рынков, реализующих фермерскую продукцию.
По данным компании, третий квартал характеризуется дальнейшим повышением уровня вакансии в торговых центрах – до 7,5%. Специалисты компании утверждают, что объем спроса пока не может “перекрыть” объем высвобождающихся на рынке площадей.
Высокая ротация арендаторов, а также уход некоторых категорий ритейлеров из торговых центров приводят к оттоку и без того небольшого количества посетителей.
“Для удержания потребителей управляющие торговыми объектами стали массово применять такие меры, как привлечение временных арендаторов, открытие шоу-румов, авторских бутиков, дополнительных выставочных пространств, усиление развлекательной составляющей (например, IKEA заполняет пустующие площади в торговых центрах “МЕГА” парками развлечений), нередки случаи переезда островных арендаторов в помещения торговой галереи”, – рассказала Наталья Скаландис.
“В ответ на падение спроса “гибкие” торговые центры идут на пересмотр условий аренды: ведут переговоры о снижении арендной ставки на конкретный период (как правило, дисконт в 3-7% предоставляется на срок в 2 месяца), либо о сокращении занимаемых площадей при сохранении размера арендной платы. При этом важно постоянно отслеживать появление предпосылок для ухода того или иного арендатора, поскольку только своевременное вступление в переговоры позволит управляющим не допустить высвобождения площадей”, – добавила эксперт.
Среди наиболее стабильных сегментов на рынке эксперты называют продуктовых ритейлеров и магазины детских товаров. («АСН-инфо»/Строительство в Украине и мире)