Строительство и недвижимость в Украине и мире

Украина: деловые помещения первых этажей новостроек и паркинги теряют спрос

Спрос на торгово-офисные помещения и паркинги, расположенные на первых этажах новостроек, стремительно падает.

Застройщики вынуждены сдавать такую недвижимость в аренду и дожидаться окупаемости лет через 20, а то и вовсе отказываться от возведения дорогих подземных парковок. Для оптимизации предпринимаются и другие, неординарные решения.

Коммерческие помещения и паркинги в жилых комплексах сейчас не привлекают покупателей. По оценкам ведущего специалиста по недвижимости компании SV Development Сергея Костецкого, количество сделок подобного рода за первый квартал сократилось практически в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

“Продать их невероятно сложно. По сути, сегодня это неликвид”, – рассказал управляющий директор компании ARPA Real Estate Михаил Артюхов.

“Часть наших объектов коммерческой недвижимости действительно не продана”, – подтверждает почетный президент девелоперской компании “Лико-Холдинг” Игорь Лысов.

“С середины 2014 г. продажи коммерческой недвижимости в новостройках стали проседать. Этот сегмент упал больше, чем рынок жилой недвижимости”, – отметила директор по маркетингу и продажам ЖК RiverStone Ангелина Деревлева.

Самыми невостребованными являются объекты в новостройках, расположенных на окраинах города. “Спрос на коммерческую недвижимость и паркинги выше в центральных и прилегающих к центральной части Киева районах”, – уточнила старший консультант консалтинговой компании City Development Solutions Виктория Погасий.

Причин, по которым бизнесмены и рядовые граждане охладели к паркингам и коммерческим помещениям в новостройках, несколько.

“Стоимость подземных паркингов очень высокая и составляет $15-30 тыс.”, – отметил аналитик консалтинговой компании UTG Андрей Большаков. К тому же помещения под магазины и офисы в новостройках конкурируют с профессиональными объектами – торговыми и офисными центрами. Последние сейчас теряют многих арендаторов, поэтому арендные ставки у них весьма привлекательные.

“В некоторых офисных центрах предлагают на протяжении нескольких месяцев пребывать “бесплатно”, то есть платить только за коммунальные услуги. Зачем покупать офисное помещение в новостройке, если можно выгодно арендовать его в профильном центре?”, – сказал директор девелоперской компании, пожелавший остаться неназванным.

Строительные компании, которые не могут реализовать свои паркоместа, переориентировались на сдачу их в аренду. Но такой бизнес приносит мало прибыли: при стоимости места в $24 тыс. его предлагают арендаторам по 1,5-2 тыс. грн. в месяц. Срок окупаемости инвестиций при таком раскладе превышает 20 лет.

Аналогичная ситуация наблюдается и с коммерческими помещениями в жилых комплексах, в съеме которых потенциально могут быть заинтересованы отделения банков, парикмахерские, заведения общественного питания и т. п. Но найти арендаторов сейчас тоже непросто, поскольку из-за сокращения продаж на 30-40% в ресторанах, непродовольственной рознице и оттока депозитов бизнесмены свернули свои планы по развитию. Сейчас подавляющее большинство из них сосредоточилось на решении задач по сохранению своего бизнеса.

Но от коммерческой недвижимости в составе жилых комплексов застройщики отказаться не могут – покупатели не желают приобретать жилье на первых этажах новостроек. “Некоторые новые проекты жилья эконом-класса строятся уже без подземных паркингов”, – уточнил Андрей Большаков.

В свою очередь Михаил Артюхов рекомендует застройщикам возлагать продажи коммерческой недвижимости и паркомест на управляющие компании либо продавать такие объекты оптом. “Если имеется конструктивная возможность, инвесторы сейчас переделывают паркинги в нежилые помещения”, – сказал он. (SV Development/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version