В Беларуси совершенствуются процедуры государственных закупок и подрядных торгов на строительство. Соответствующие указы №590 “О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)” и №591 “О проведении процедур закупок при строительстве” президент Беларуси подписал 31 декабря 2013 г., сообщили в пресс-службе главы государства.
Данные нормативные правовые акты подготовлены в рамках реализации предложений межведомственной рабочей группы, созданной для изучения проблемных вопросов в строительстве, и направлены на совершенствование законодательства, регулирующего проведение государственных закупок товаров (работ, услуг) и подрядных торгов на строительство объектов.
С учетом выявленных недостатков указом №590 предусматривается ограничение допуска к участию в процедурах закупок субъектов хозяйствования, включенных в реестр организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере; уменьшение минимального срока подготовки и подачи предложений при государственной закупке (с 30 до 15 дней с момента размещения информации о закупке на официальном сайте), ориентировочная стоимость которой не превышает 3 тыс. базовых величин. Кроме того, предусматривается упрощение механизма согласования закупки из одного источника при признании процедуры государственной закупки несостоявшейся и существенное расширение применения такой процедуры закупки в случаях, когда организация конкурсов не имеет смысла ввиду ограниченного круга потенциальных поставщиков.
Указом временно приостанавливается (с 1 января 2014 г. до 1 января 2016 г.) практика обязательного использования электронных аукционов при строительстве.
В связи с временной приостановкой действия требования о проведении обязательных электронных аукционов указ №591 предусматривает, что закупка товаров (работ, услуг) может осуществляться также путем проведения торгов (подрядных торгов) либо переговоров.
Проведение подрядных торгов при строительстве будет обязательным при финансировании строительства за счет средств республиканского или местных бюджетов (полностью или частично), внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства, кредитов банков Беларуси, выданных под гарантии правительства, областных и Минского городского исполнительных комитетов, – при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин и более, а также иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства объектов 100 тыс. базовых величин и более, если иное не предусмотрено президентом Беларуси, на разработку предпроектной и проектной документации, оказание инженерных услуг, закупку товаров стоимостью каждого их вида не менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида не менее 3 тыс. базовых величин.
Проведение подрядных торгов (торгов) не будет являться обязательным при строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом министров по согласованию с президентом), а также при заключении генеральной подрядной организацией договоров на выполнение отдельных видов субподрядных работ (услуг) по строительству объектов (кроме случаев строительства объектов с обязательным проведением подрядных торгов), а также при заключении договоров на выполнение работ по текущему ремонту.
В этих случаях закупка товаров (работ, услуг) будет осуществляться по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров.
Действие указов не распространяется на закупки товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу указов. (БЕЛТА/Строительство в Украине, СНГ и мире)