3 декабря в отеле “Рэддисон ройал” состоялся круглый стол “Green-девелопмент по-петербургски: цена вопроса и реальная экономия”, где эксперты в области строительства, архитектуры и девелопмента обменялись мнениями об одном из самых популярных европейских трендов – “зеленом” строительстве.
На данный момент отношение к “зеленому” строительству в России остается настороженным. Сейчас всего 35 российских проектов проходят сертификацию по системе LEED и 25 – по системе BREEAM, тогда как в Европе количество сертифицированных по этим стандартам проектов измеряется сотнями.
Сертификация новых зданий ведет к лишним тратам, считают и инвесторы и покупатели квартир.
Однако, по словам заместителя генерального директора по вопросам устойчивого развития компании “Бюро техники” Евгения Тесли, только проект, претендующий на платиновый сертификат LEED, требует дополнительных средств. А при подготовке к “серебряной” сертификации переинвестирования практически нет.
Затраты конечных пользователей, которые приобретают “зеленые” офисы и квартиры, в свою очередь, довольно быстро окупятся не только за счет комфорта, но и за счет существенной экономии ресурсов. Многие крупные компании уже оценили это преимущество: весьма популярным направлением в сфере офисной недвижимости в последнее время стало строительство “зеленого” офиса, предназначенного для самого инвестора, а не для сдачи в аренду. Примером проекта, который инвестор строит “для себя” с использованием энергоэффективных технологий, эксперты считают общественно-деловой комплекс “Лахта центр” в Приморском районе Санкт-Петербурга, будущую штаб-квартира компаний группы “Газпром”.
“Строители “Лахта центра” вообще молодцы, что реализовали в своем здании ряд энергоэффективных решений, – сказал Евгений Тесля. – Такие знаковые объекты, как “Лахта центр”, будут способствовать популярности “зеленого” тренда в целом”.
По мнению участников круглого стола, наличие у проекта сертификата LEED или BREEAM является серьезным показателем его качества, особенно в глазах зарубежных арендаторов. Для российских компаний “зеленый” проект – это удачный маркетинговый ход, позволяющий выделиться на фоне конкурентов.
Говоря о перспективах “зеленого” строительства в целом, участники дискуссии выразили уверенность, что доля экологичных и энергоэффективных проектов на рынке будет расти, хотя ожидать полного замещения обычного “строительства по СНИПам” на “зеленое” не следует. («АСН-инфо»/Строительство в Украине, СНГ и мире)