В сентябре в Московском регионе традиционно с началом делового сезона возрастает спрос на жилую недвижимость и, как следствие, ее стоимость. Однако ряд экспертов скептически заявляют, что в этом году из-за напряженной общемировой экономической и политической ситуации ждать существенной динамики цен не следует. Некоторые связывают это еще и с колебаниями курсов валют, которые наблюдаются последние несколько месяцев.
Однако, по мнению экспертов ГК “Территория”, спрос по ряду объектов начал увеличиваться еще в июле, и эта тенденция продолжится. По итогам сентября показатели стоимости квадратного метра могут прибавить 5-7%, а в конце четвертого квартала – порядка 15% по сравнению с третьим кварталом. Однако этот прогноз касается только качественных объектов комфорт- и бизнес-классов с хорошей локацией и транспортной доступностью, отметили в ГК “Территория”.
По словам заместителя гендиректора ГК “Территория” Наталии Шишкиной, наиболее ярко тенденция к осеннему удорожанию жилья проявлялась в докризисные 2006-2007 гг. Тогда цены в самом популярном на тот момент сегменте эконом-класса прибавляли в среднем 15%, а по ряду проектов – 30% по сравнению с показателями на начало года.
Однако после кризиса столь активной динамики уже не было. “Сегодня макроэкономическая ситуация действительно не способствует активному росту цен на жилье. Дополнительно на это влияет потенциальный риск очередного военного конфликта США – Сирия, на что традиционно настороженно реагируют мировые фондовые биржи”, – отметила Шишкина.
Однако эксперты ГК “Территория” не видят причин для пессимизма: “Покупатели квартир условно делятся на два типа. Первый – это инвестфонды/частные инвесторы, совершающие сделки с целью заработать на последующей перепродаже. Во многом именно благодаря им в 2006 г. произошел исторический скачок цен (по ряду проектов – до 70%). Скорее всего, приверженцы агрессивной стратегии инвестирования пока воздержатся от высокой активности. Ведь опыт кризиса 2008 г. показал, что в момент спада рынка выгоднее оставаться со свободными средствами, чтобы вложить их в стрессовые активы по привлекательным ценам”.
Второй тип покупателей, продолжает Шишкина, – конечные потребители, приобретающие жилье для себя: “Они предпочитают вкладывать свои средства в квадратные метры, чтобы сохранить их и приумножить в соответствии с динамикой повышения инвестиционной стоимости объекта. Но, например, перепродавать свои активы сразу после получения их в собственность они не станут. Со стороны таких клиентов спрос активизировался еще летом”.
Еще одна тенденция – интерес покупателей все больше смещается в сторону качественных объектов бизнес- и комфорт-классов с развитой инфраструктурой и хорошей экологической ситуацией. Люди чаще всего выбирают объекты с собственной управляющей компанией и различными сервисами, обеспечивающими комфортное проживание. Такие проекты сегодня в основном реализуются в Москве, и средний уровень цен там – порядка 170 тыс. руб./кв. м. («Регнум»/Строительство в Украине, СНГ и мире)