Сеть “Эпицентр” планирует выйти в Россию, рассказал один из менеджеров компании. “Мы планируем развиваться самостоятельно – без локальных партнеров. Магазины будут открыты в Москве и городах-миллиониках”, – рассказывает источник в “Эпицентре”.
В одной из российских консалтинговых компаний подтвердили, что получили запрос от “Эпицентра” на поиск площадок в районе МКАДа для строительства торгового центра или готового объекта для покупки. “”Эпицентр” интересуется участками около 10 га, но готов также рассматривать варианты от 45 тыс. кв. м”, – уточнили в компании.
О планах “Эпицентра” знают и в одной из DIY-сетей, работающих в России. “Компании будет непросто найти землю в Москве, но их решение начать со столицы понятно – тут наибольший дефицит DIY-магазинов крупного формата”, – отмечает член совета директоров “Корпорации СБР” (владеет сетью “Метрика”) Алексей Иовлев.
Сейчас “Эпицентр” рассматривает пять земельных участков в Москве, а строительство первого гипермаркета начнется предположительно в феврале-марте 2014 г., утверждает источник в компании. “Быстрее не получается – в России вопросы выделения земли и строительства решаются дольше, чем в Украине”, – поясняет он. Всего в течение десяти лет собственники сети планируют инвестировать порядка $1,5 млрд. в строительство примерно 20 магазинов. Общая площадь торговых точек – 30-80 тыс. кв. м.
Управляющий директор ИК Dragon Capital (совладелец сети “Новая линия”) Томаш Фиала называет заявленные планы вполне реалистичными. По его словам, “Эпицентр” – прибыльная сеть, которая сможет обеспечить развитие за счет собственных средств. “Однако думаю, что все же частично финансирование строительства пройдет за счет заемных средств. В России кредиты намного доступнее и дешевле, чем в Украине” – добавляет он.
Первый магазин “Эпицентр” был открыт в 2003 г. в Киеве. На сегодняшний день сеть объединяет 41 гипермаркет в Украине. Для сравнения, у ближайшего конкурента – сети “Новая линия” – 16 гипермаркетов (оборот в 2012 г. – $312,77 млн.). Заявленный оборот “Эпицентра” в 2012 г. – $2,13 млрд. (+20,4%). Сетью владеют супруги Александр и Галина Герега.
Российский рынок DIY-товаров – шестой по величине в мире (данные исследовательского агентства Infoline). В 2012 г. он достиг 890 млрд. руб. (около $29 млрд.), увеличившись на 15,6% по сравнению с 2011 г. При этом на украинском рынке для “Эпицентра” осталось не так много пространства для развития, утверждают в компании. “Мы присутствуем практически во всех крупных городах, а выходить в небольшие – неэффективно”, – поясняет источник в “Эпицентре”. По его словам, в России компании работают с большей маржой – на 15-20% выше, чем маржа “Эпицентра” в Украине.
По словам Томаша Фиалы, в Украине в среднем по рынку маржа сетей DIY составляет около 25%. “В России этот показатель – примерно 30-35%”, – уточняет он.
Участники российского рынка отмечают, что в стране сейчас нет компаний, работающих в том же формате, что и “Эпицентр”. “Ассортимент классических гипермаркетов, работающих на рынке, составляет 35-55 тыс. товарных позиций, тогда как у “Эпицентра” он в разы больше (заявленный ассортимент – 350 тыс. ед.)”, – отмечает Алексей Иовлев. Крупнейшими игроками российского рынка являются международные сети Leroy Merlin, OBI, Castorama, а также локальные – “Максидом”, “Петрович”, “Метрика” и “Бауцентр”.
С другой стороны, при развитии в Украине “Эпицентр” полагается, в том числе, и на административный ресурс, которым пока не располагает в России, отмечает один из участников украинского рынка. Александр Герега является народным депутатом (Партия регионов), а его супруга Галина Герега – секретарем Киевсовета. Алексей Иовлев считает, что “Эпицентр” затянул с выходом в Россию. “Десять лет для строительства 20 магазинов такого формата – это большой срок, учитывая, что европейские и российские ритейлеры интенсивно заполняют нишу DIY. Например, Leroy Merlin открывает в среднем по 7-10 магазинов в год. Наша сеть открыла в прошлом году 35 магазинов”, – отмечает Иовлев. (Ibud.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)