“Проект города-спутника Южный – это лакмусовая бумажка, демонстрирующая весь комплекс проблем петербургской агломерации и всех агломераций России. Я имею ввиду экстенсивное развитие городов, привлечение все новых и новых огромных территорий под жилищное строительство, отсутствие особых успехов в редевелопменте “серого пояса”. Такое мнение на заседании круглого стола в Санкт-Петербурге высказал директор Института территориального планирования “Урбаника” Антон Финогенов.
Финогенов отметил, что при дефиците жилья в Санкт-Петербурге, когда обеспеченность жилой площадью в городе – не более 22 кв. м на человека, новая многоэтажная застройка – это нередко “многоэтажки в поле, без транспортной и социальной инфраструктуры”, что является “не конкурентным путем для Санкт-Петербурга”. Эксперт отметил, что нет ни одного примера в западной практике успешности подобных районов, они постепенно деградируют и становятся маргинальными. “Градостроительную политику Санкт-Петербурга и Ленобласти необходимо корректировать”, – отметил директор “Урбаники”.
Антон Финогенов считает, что уровень подготовки проекта города-спутника Южный внушает определенный скепсис – множество вопросов остается без ответов.
Руководитель центра экспертиз “ЭКОМ” Александр Карпов напомнил, что в районе предполагаемого строительства находятся Кондакопшинский лес, военный аэродром и авиапредприятие, на котором трудятся около 1 тыс. человек и оборот заказов которого в 2012 г. составил 2 млрд. руб., а также конная ферма “Дар” и площадка, где происходят военно-исторические реконструкции. Карпов считает, что “развитие территорий должно идти от тех центров роста, которые на них уже есть”.
Руководитель фракции “Справедливая Россия” в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, градозащитник с многолетним стажем Алексей Ковалев уверен, что у Санкт-Петербурга и так достаточно городов-спутников – пригородов, создававшихся еще в XVIII веке, которые надо развивать, а между ними и городом всегда было незастроенное пространство, которое имело и видовое значение (“Петергофская дорога”, к примеру) и являлось “легкими” города. Ковалев недоумевает, как можно реализовывать проект, которой находится на территории двух субъектов Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, – без совместного плана по развитию этой территории, ведь система жизнеобеспечения у Южного будет одна.
Сомневаются эксперты, что для населения Южного будет достаточно рабочих мест, а транспортное сообщение с Санкт-Петербургом будет организовано должным образом. Уже сейчас въезд в Санкт-Петербург с юга чрезвычайно затруднен.
23 июля 2012 г. администрация Санкт-Петербурга подписала соглашение с “УК “СТАРТ Девелопмент” о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга “Создание города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга”.
Город-спутник Южный планируется построить на территории площадью около 2 тыс. га. За 15 лет инвестор намерен возвести около 4,3 млн. кв. м жилья. Общий объем инвестиций составит 176 млрд. руб.
Соглашение предусматривает, что инвестор, помимо жилья и объектов промышленного и коммерческого назначения, несет ответственность за создание инженерной инфраструктуры, улиц и дорог местного значения. Обязательства города, в соответствии с подписанным соглашением, включают в себя создание магистральных общегородских и районных дорог, развитие транспортной инфраструктуры, а также создание объектов социальной инфраструктуры, объектов здравоохранения, образования и культуры.
Против реализации проекта выступает лидер петербургского отделения партии “Справедливая Россия”, депутат Государственной Думы РФ Оксана Дмитриева. В частности, депутат отмечала, что земли, на которых планируется реализация очередного “стратегического проекта” Санкт-Петербурга, по ныне действующим нормам Генплана, относились частично к категории земель сельскохозяйственного использования, частично там допускалась малоэтажная застройка с озеленением. “Теперь же инвестор предлагает внести изменения в Генплан с тем, чтобы в данной зоне стало возможным многоэтажное строительство, возведение промышленных объектов, – подчеркивает Оксана Дмитриева. – При этом земли изначально не были приспособлены для того, чтобы вдруг, “в чистом поле”, появился город-спутник Южный, поэтому, чтобы инвестор мог получить прибыль, затраты на возведение и прокладку на данной территории необходимых инженерных коммуникаций предлагается возложить на бюджет Санкт-Петербурга”. Как отмечает депутат, согласно инвестиционному соглашению, заключенному между городом и девелоперами, Санкт-Петербург планирует потратить порядка 30 млрд. руб. из бюджета города в течение нескольких лет на инфраструктуру для города-спутника “Южный”. («Регнум»/Строительство в Украине, СНГ и мире)