Политическая и финансовая столицы Китая установили в конце минувшей недели новые ограничения для владельцев квартир. Эти шаги, как подчеркивает The Wall Street Journal, предприняты для того, чтобы остановить “раздувание пузыря” на рынке недвижимости Пекина и Шанхая.
Муниципальное правительство Пекина объявило, что не состоящим в браке гражданам теперь будет позволено приобрести только одно жилище. Город также увеличил предоплату для покупателей второй квартиры и установил 20-процентный налог на реализованный прирост рыночной стоимости капитала для продавцов жилья. Аналогичный налог был введен в Шанхае. Ранее с продавца недвижимости брали налог в размере от 1% до 2% от окончательной стоимости продаваемой собственности. Отцы города пообещали ввести и другие правила, чтобы стабилизировать цены на жилье.
Цены на квартиры в новых домах в Пекине выросли в феврале на 5,9% по сравнению с февралем прошлого года. В Шанхае за тот же период рост составил 3,4%. По правилам, действовавшим в Пекине ранее, местные жители, которые имели одну квартиру, имели право купить вторую. А те, кто имел две или больше, не имели права приобретать новые квартиры. Предприимчивые пекинцы нашли выход из положения. Супруги фиктивно разводились, делили собственность на двоих и таким образом получали возможность приобрести новое жилье.
Оба города объявили, что будут тщательней проверять статус приобретателей домов. Шанхай пригрозил, что будет устанавливать, состоят ли участники сделок в браке и платят ли они взносы на социальное обеспечение.
Между тем аналитики, опрошенные Dow Jones, скептически оценивают действенность мер китайского правительства. “Эффект от такой жилищной политики может быть лишь краткосрочным. Рост числа сделок купли-продажи квартир замедлится, но цены не упадут. Ликвидности на рынке жилья все еще достаточно” – уверен Джонсон Ху, аналитик CIMB.
Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что “механизм “надувания пузыря” на рынке недвижимости в Китае имеется. Ситуация в чем-то сходная с российской. Хотя экономика Китая не сырьевая, а гораздо более диверсифицирована, но сегмент, куда могут вложить деньги физические лица и даже крупные компании, ограничен. Биржи не прозрачны, там можно все потерять. По оценкам экономистов, если приобретать ценные бумаги на биржах Нью-Йорка или Лондона, то покупатель может доверять информации, которую распространяет эмитент. В Гонконге процент достоверности информации составляет 60%, а в Китае – 20-30%. Игра на бирже напоминает рулетку. Вот почему вложения в недвижимость считаются более безопасными.
В Москву люди с деньгами приезжают со всей страны. И, не имея надежной информации, вкладывают их в жилье. В Китае города, где рынок жилья самый ликвидный, – это Пекин и Шанхай. Положение в других городах усугубляется еще и тем, что вопросами застройки в Китае занимаются местные правительства. Ведь сельскохозяйственный налог был отменен. Поэтому у местных правительств сборы налогов с земли, со сдачи ее в аренду, других сделок стал важным источником дохода. Это тоже разогревает рынок.
“Но Пекин учел уроки событий в США в 2007 г., а ранее в Гонконге и Японии. Там рынок рухнул. Америка только сейчас преодолевает последствия этого кризиса. Китайское правительство не желает допустить ничего подобного. К тому же рост цен делает жилье недостижимым для значительной части населения. Это усиливает социальное недовольство. Вот еще один важный побудительный мотив к тому, что государство принимает меры к охлаждению рынка”, – заключил эксперт. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)