Население Санкт-Петербурга в прошлом году достигло 5 млн. человек. Но рост связан не столько с ростом рождаемости, сколько с притоком жителей других регионов. Переезжая, многие из них становятся покупателями строящегося жилья. Сегодня доля инвесторов извне достигает 30%.
Риэлторы долю иногородних покупателей оценивают в 10-15%, но это вместе с вторичным рынком. Доля внешних региональных покупателей в строящихся домах значительно выше – в некоторых случаях она может достигать 40%.
Сергей Степанов, директор по продажам компании “Строительный трест”, рассказал, что в их компании доля покупателей из других регионов составляет около четверти от общего числа покупателей. Он отмечает, что эта цифра достаточно стабильна и за последние годы не менялась.
Екатерина Евсеева, руководитель КТ “СУ-155” в Санкт-Петербурге, также называет схожую со “Строительным трестом” долю иногородних покупателей. В проекте “Каменка” доля иногородних соинвесторов, по ее словам, составляет около 30%. “Чаще всего это семьи с севера СЗФО (Мурманск, Архангельск, Петрозаводск) и сибиряки”, – добавляет она.
Арсений Васильев, генеральный директор ГК “УНИСТО Петросталь”, долю регионалов оценивает и вовсе в 38-45%.
Елена Шишулина, директор по маркетингу “СТАРТ Девелопмент”, отмечает, что на рынке загородного жилья доля иногородних покупателей значительно ниже. “По нашим наблюдениям, в “Золотых ключах” – около 11%”, – подсчитала Шишулина.
Владимир Спарак, заместитель генерального директора АН “АРИН”, говорит, что в его компании за последний год количество иногородних клиентов выросло почти на треть. “Традиционно первое место занимают приезжие из северных и нефтегазовых регионов России, на втором месте – москвичи. В 2012 г. стала заметна еще одна группа – жители других регионов России, которые переезжают в Санкт-Петербург семьями вслед за детьми, которые поступили здесь в вузы”, – рассказал о портрете покупателя Спарак.
Менеджер управления продаж департамента новостроек ООО “Александр недвижимость” Любовь Мамчур считает, что росту покупательской активности иногородних способствует развитие интернет-технологий: на сайтах возможно ознакомление с декларациями, правоустанавливающими документами на объекты, у многих компаний на строительных площадках установлены веб-камеры, что дает возможность следить за ходом строительства в режиме онлайн.
Директор по маркетингу компании “ЮИТ Санкт-Петербург” Екатерина Гуртовая полагает, что в Санкт-Петербурге доля иногородних покупателей увеличивается, так как многие застройщики целенаправленно работают над продвижением квартир в других регионах.
Например, “Петербургская недвижимость” имеет представительства в других городах России – в Мурманске, Архангельске и др.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК “Отделстрой”, отмечает, что при выборе объекта и застройщика они чаще ориентируются на “сарафанное радио” – рассказы знакомых и родственников, которые уже покупали квартиры в Санкт-Петербурге.
“Большинство региональных покупателей начинает с поиска недвижимости в Москве, но, ознакомившись с ценами и удаленностью новых кварталов от центра города, быстро переключается на Санкт-Петербург”, – уточняет Гражданкин.
Вице-президент по продажам компании “Петербургская недвижимость” Наталья Луговская рассказала, что у регионального спроса есть ярко выраженная сезонность: период с апреля по октябрь является наиболее активным.
Любовь Мамчур объясняет это просто: активность покупателей из других регионов совпадает с периодом их отпусков.
“Особенностью сделок с клиентами из других регионов можно назвать их меньшую длительность, полностью уладить все формальности и заключить сделку иногородние покупатели стараются за время своего пребывания в Санкт-Петербурге. В результате период от начала просмотра возможных вариантов до подписания договора обычно занимает всего несколько дней”, – говорит Андрей Ильичев, коммерческий директор ГК “Пионер”, направление «Санкт-Петербург».
По подсчетам аналитиков “Петербургской недвижимости”, примерно половина всех сделок так или иначе приходится на резидентов СЗФО. Лидерами по количеству приобретенных квартир являются Мурманская и Архангельская области. Далее следуют ХМАО и ЯНАО. Реже встречаются покупатели из Норильска, Красноярска. Москвичи на петербургском рынке малоактивны. («АСН-инфо»/Строительство в Украине, СНГ и мире)