За день из донецкого аэропотра вылетает полтора-два десятка рейсов – преимущественно в Киев, Москву или курортные города Египта и Турции. Через месяц здесь будет еще тише. О намерении прекратить рейсы из Донецка в Варшаву и Прагу заявили польская авиакомпания LOT и чешский Czech Airlines. Рейсы признаны убыточными с негативным прогнозом. В пресс-службе донецкого аэропорта ситуацию объясняют общими процессами отмен нерентабельных рейсов в авиакомпаниях. Ведь, отмечают в пресс-службе, под сокращение попали не только Донецк, но и другие направления, в том числе и в Париж. Зато представитель аэропорта Дмитрий Косинов отметил положительную статистику: в частности, в феврале было перевезено более 62 тыс. пассажиров, а это на 18,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Реконструкция донецкого аэропорта, согласно окончательной версии Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине «Евро-2012», стоила налогоплательщикам почти 7 млрд. грн. Чиновники уверяли, что вложенные средства принесут большую отдачу. “Все прогнозы свидетельствуют, что за семь лет Донецк придет к пяти миллионам пассажиров и станет одним из крупнейших аэропортов европейской части СНГ”, – обещал в октябре прошлого года вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Борис Колесников. Впрочем, смелые прогнозы чиновника далеки от реальности, констатируют эксперты. Даже если положительная динамика загруженности аэропорта сохранится несмотря на отмену ряда рейсов в страны ЕС, специалисты сомневаются, что аэропорту удастся превзойти показатели прошлого года. В прошлом году, включая и гостей «Евро-2012», донецкий аэропорт обслужил лишь около 1 млн. пассажиров.
Аэропорт вышел в несколько раз дороже, чем сначала прогнозировало правительство. Строила донецкая компания “Альтком”. “До сих пор мы не находим вразумительного ответа, зачем европейцам массово летать в Донецк”, – констатирует председатель всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов. По словам Кендюхова, иностранцы, которые интересуются туристической Украиной, бесспорно, предпочитают Киев. Кроме того, и потенциальный инвестор до сих пор не может найти преимущества, которые заставили бы его лететь в Донецк. Инвестиционная привлекательность не только Донецка, но и всей Украине не такая высокая, чтобы обеспечивать массовые потоки иностранных бизнесменов, отмечает экономист. Александр Кендюхов считает, что нынешняя география авиаперевозок, осуществляемых из Донецка, соответствует платежеспособному спросу и увеличиваться не будет. “Конечно, если есть выбор между Арабскими Эмиратами и Чехией или Польшей, то состоятельный гражданин Донецка полетит в Эмираты. А те люди, которые в плане туризма ориентированы на Европу, менее платежеспособны. И выбирают, безусловно, автобусные туры, которые существенно дешевле”, – отмечает Кендюхов.
Донецкий аэропорт за день обслуживает столько пассажиров, сколько мог бы обслужить за 1-2 часа, отметил редактор сайта avianews.com Александр Мироненко. После «Евро-2012» осталась хорошая инфраструктура, которая не востребована, но которую нужно удерживать – убирать, отапливать, освещать. По словам эксперта, получается замкнутый круг: чтобы привлекать авиакомпании, нужно снизить сборы. А если снизить сборы, то полученных средств может не хватать на покрытие текущих расходов. “Накануне «Евро-2012» государство за огромные средства построило новые взлетные полосы и терминалы. А был смысл в таких инвестициях для приема нескольких десятков самолетов во время футбольного первенства? Вместо того, чтобы построить небольшие терминалы в соответствии с потребностями рынка, созданы объекты, которые даже через десять лет вряд ли будут заполнены”, – считает Мироненко.
При строительстве донецкого аэропорта говорилось о намерениях сделать из него транзитный “хаб” из Европы в Азию (транспортный узел для стыковки рейсов). Впрочем, ситуация не оправдывает даже скромных ожиданий, отмечают эксперты. “Для того, чтобы привлечь иностранные авиакомпании, нужно предложить им условия лучшие, чем у конкурентов, – какие-то льготы и преференции. К сожалению, политической воли в этом смысле не прослеживается. И уход двух европейских компаний это подтверждает”, – сказал председатель Донецкого отделения общественной организации “Украинская ассоциация европейских студий” Игорь Тодоров. Он отмечает, что не один год существует проблема допуска на внутренний рынок дешевых иностранных авиакомпаний – лоу-костов.
“У отечественных авиаперевозчиков существует желание монополизировать прибыли. И это проявление общего настроения отечественного бизнеса – получить все и немедленно, и нет видения перспективы”, – говорит Тодоров. По его мнению, это парадоксальная ситуация, когда создан новый современный международный аэропорт, но из-за отсутствия видения перспектив этого бизнеса он может прийти в упадок. “Государство должно бы проявить политическую волю и предложить какие-то льготы, чтобы вернуть европейских перевозчиков. Если эти уйдут, то это знак для других, и можно говорить гарантированно, что и новые не придут”, – считает Тодоров. («Послезавтра»/Строительство в Украине, СНГ и мире)