На рынке коммерческой недвижимости в Харькове явственно обозначился дефицит качественных торговых площадей, что подталкивает цены в современных ТЦ вверх, отмечают маркетологи “Макрокап Групп”.
Рост цен и арендных ставок на торговые площади отмечался на протяжении всего прошлого года и сохраняется в начале нынешнего. В частности, арендные ставки в качественных торговых помещениях, в зависимости от их типа, сегодня колеблются от $20 до $100/кв. м в месяц.
При этом крупные суперрегиональные ТЦ, такие как “Дафи”, “Караван”, сдают свои площади исключительно в аренду. В крупных и средних торговых центрах районного значения, предлагающих свои площади на продажу, средняя цена за 1 кв. м составляет $1462, а в небольших объектах типа “стрит-ритейла” (ТЦ на первых-вторых этажах жилых домов, в офисных центрах и т. п.) она достигает $1635.
“Сегодня можно однозначно констатировать, что в условиях стагнации строительного рынка торговая недвижимость стала самым выгодным и надежным объектом для инвестиций на рынке коммерческой недвижимости. Однако речь идет именно о качественных современных площадях, с хорошей локацией и обустроенной инфраструктурой, поскольку устаревшие торговые центры, не имеющие, например, паркингов, наоборот, теряют свою доходность, и арендные ставки в них снижаются”, – отметила руководитель департамента, маркетинга и продаж “Макрокап Групп” Алина Усачева.
При этом, отметила она, цены в современных ТЦ и ТРЦ растут, поскольку на рынке явственно обозначился дефицит свежего качественного предложения.
“Ситуация такова, что сегодня человек с деньгами, желающий приобрести, например, 100 кв. м площади в уже действующем современном ТЦ, практически не может этого сделать, так как все стремятся получать доход от сдачи в аренду. Вот и выходит, что единственная альтернатива для таких людей – инвестировать в строящиеся торговые объекты, а их в городе после кризиса осталось немного. С учетом сложившихся в кризисный период цен и сегодняшних арендных ставок такое инвестирование может устойчиво приносить от 10% до 20% годового дохода, что является серьезной альтернативой банковским депозитам”, – сказала Усачева.
Вместе с тем, отметила она, важнейшим фактором для устойчивого спроса на арендные площади является регуляторная поддержка малого и среднего бизнеса – главного потребителя торговых площадей, а также стимулирование роста потребительских настроений.
По словам Усачевой, на обозначившуюся тенденцию рынка “Макрокап Групп” ответила активизацией работ по достройке третьей очереди жилого комплекса “Павлово поле”, в состав которого входит торговый встроенно-пристроенный трехэтажный центр площадью 3,3 тыс. кв. м, а также возобновлением строительных работ на многофункциональном комплексе “Ковчег” общей площадью 28 тыс. кв. м. (Building.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)