Отсутствие контроля и нежелание заказчика экономить привели к тому, что строительство АЗС в Гродненской области обошлось в 2,7 раза дороже, чем оговорено первоначальным контрактом. Об этом сообщили в пресс-службе Комитета государственного контроля Беларуси.
Комитетом госконтроля Гродненской области в ходе проверки РУП “Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт” выявлены многочисленные нарушения при строительстве в регионе автозаправочных станций (АЗС), в результате которых вместо 49,2 млрд. бел. руб. на создание пяти АЗС за прошлый год затрачено 54,6 млрд.
Объекты строились по договорам подряда, заключенным после подрядных торгов, проведенных заказчиком – РУП “Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт”. Причем в ряде случаев торги проводились при отсутствии у заказчика проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утверждение. Установленный 30-дневный срок между датой размещения информации на сайте “Тендеры” и датой торгов сокращался до 13 дней, что препятствовало конкуренции среди претендентов (в тендерах участвовали 1-2 кандидата), а договоры подряда с победителем – волковысским ОАО “СМТ № 32” – вместо 20 дней заключались лишь через 3-4 месяца после торгов.
При наличии строительного проекта цена предложения заказчика и подрядчика по отдельным объектам строительства определялась приблизительно. Договоры подряда по объектам также заключались с определением договорной цены как приблизительной, хотя цена предложения была одним из основных критериев при выборе победителя. Определение приблизительной, а не твердой цены в договорах подряда позволяло заказчику и подрядчику не соблюдать ее и вносить в договоры условия, позволяющие подрядчику предъявлять к оплате, а заказчику оплачивать экономически не подтвержденные затраты при строительстве.
В конкурсной документации на проведение торгов по размещению заказа на строительство АЗС в предложенных заказчиком проектах договора подряда изначально включались условия, невыгодные заказчику – государственному предприятию. Например, предусматривалось определение стоимости материалов подрядчиком по договорным ценам вместо средневзвешенных и (или) фактических.
Возможность включения в расчеты стоимости выполненных работ стоимости материалов по договорным ценам позволила подрядчику бесконтрольно завышать в 2-3 раза фактическую стоимость материалов при строительстве объектов АЗС. Так, под видом импортного сырья, включаемого в расчет стоимости изготовления одной тонны смеси С-4, подрядчиком использовался отечественный доломитовый щебень, который втрое дешевле украинского гранитного щебня. В итоге при фактически сложившейся за май 2012 г. стоимости смеси 98,1 тыс. бел. руб./т заказчику предъявлялась к оплате смесь стоимостью 179,4 тыс. бел. руб./т. При этом стоимость смеси оказалась дороже белорусского гранитного щебня (изначально предусмотренного проектом), а также импортного щебня. Завышение подрядчиком цен на материалы (смесь С-4, бетон) только по двум объектам АЗС привело к завышению стоимости строительства на сумму 423,2 млн. бел. руб., в полном объеме оплаченных заказчиком.
Заказчиком не контролировалось исполнение условий договоров подряда, что позволило подрядчику при определении стоимости строительства объектов АЗС рассчитывать стоимость по статье “Эксплуатация машин и механизмов” без применения ресурсно-индексного метода. Из-за таких “расчетов” завышение стоимости строительства только по двум объектам составило 686,6 млн. бел. руб.
Заказчиком также принимались к оплате и оплачивались завышенные подрядчиком транспортные затраты.
Всего по трем объектам строительства АЗС выявлено завышение стоимости строительства на 1317,2 млн. бел. руб., чем причинен вред государственному предприятию в размере 1487,2 млн. бел. руб.
Отсутствие заинтересованности заказчика в эффективном и экономном расходовании денежных средств, низкий контроль определения стоимости и качества выполненных работ, ненадлежащая проработка конкурсной документации и договоров подряда, затягивание сроков их заключения привели к серьезному росту стоимости объектов.
Материалы проверки направлены в компетентные органы для правовой оценки и принятия мер в соответствии с законодательством. (БЕЛТА/Строительство в Украине, СНГ и мире)