В этом году планируется открытие семи станций метро – “Спартак”, “Деловой центр”, “Битцевский парк”, “Лесопарковая”, “Лермонтовский проспект”, “Жулебино” и “Котельники”.
Как правило, при улучшении транспортной доступности района стоимость жилья меняется на 5-15%. Сейчас, по данным ГК “МИЦ”, средняя цена квадратного метра готового жилья около будущей станции “Спартак” составляет 170 тыс. руб., “Деловой центр” – 380 тыс. руб., “Битцевский парк” – 162500 руб., “Лесопарковая” – 151700 руб., “Лермонтовский проспект” и “Жулебино” – 140 тыс. руб., “Котельники” – 97400 руб.
При объявлении о планах строительства метро эксперты обычно фиксируют первое повышение цены – правда, незначительное, на 1-3%.
Наибольший рост цен происходит после непосредственного открытия станции.
“На текущий момент серьезного изменения стоимости жилья в районах, где ведется строительство станций метро, не отмечено. В основном прослеживается незначительный рост цены – порядка 7-9%. Наименьшее увеличение было отмечено в районе строящейся станции метро “Деловой центр” (около 3%), что связанно с и так высоким уровнем цен в этом районе. О действительно видимом росте цен можно будет говорить ближе ко времени открытия станций – во второй половине года (при соблюдении сроков строительства)”, – рассказывает генеральный директор компании “Метриум Групп” Мария Литинецкая.
Однако появление новой станции метро неодинаково влияет на стоимость окрестного жилья. Как правило, чем хуже транспортная доступность в районе, тем больше вырастут цены на жилье при открытии станции метро. Соответственно, наибольший прирост цены покажет жилье при появлении метро за МКАД, а меньший – в центре города. “Например, при пуске станции “Достоевская”, которая находится близко к центру Москвы, цены на квартиры в окрестных домах практически не изменились, так как в этом районе и так достаточно хорошее транспортное сообщение. И, наоборот, при открытии станций “Новокосино”, “Волоколамская” и “Митино” стоимость квартир выросла на 10-20%, и не только в соответствующих районах, но и в ближайших городах Подмосковья”, – приводит примеры генеральный директор компании “Домус финанс Павел Лепиш.
По мнению руководителя отдела новостроек ГК “МИЦ” Александр Энгеля, наибольшие перспективы с точки зрения роста цен ожидают жилье около станций “Лермонтовский проспект”, “Жулебино” и “Котельники”: “В данных районах метро сегодня отсутствует. В то время как все остальные станции сделают транспортное сообщение более удобным (например, станции «Лесопарковая» и «Битцевский парк» соединят Бутовскую и Калужско-Рижскую линии метрополитена), но кардинального влияния на транспортную доступность района не окажут”.
По данным “Миэль-Новостройки”, если в целом по восточному направлению первого пояса (до 15 км от МКАД) Московской области за 2012 г. средняя цена жилья выросла на 10,4%, то в Котельниках увеличение составило 12,5%.
Если строительство метро было заявлено давно, цены будут расти в процессе строительства меньше. “Про открытие “Лермонтовского проспекта” и “Жулебино” знали давно, и эта информация была заложена в цене еще в 2010-2011 гг., поэтому там цены выросли только на 7%. После фактического открытия метро цены продолжат расти, так, например, в Новокосино (находится за МКАД, открыто в августе 2012 г.) с августа цены выросли на 7%. Вокруг метро “Марьина роща” (находится около ТТК) за год до открытия, в июне 2010 г., цены выросли на 2%, а за год после открытия цены выросли на 13%, что чуть выше среднего роста цен в смежных районах”, – говорит управляющий партнер инвестиционно-страховой компании «НСКА» Юрий Гольдберг.
В центре рост стоимости квартир в домах около нового метро будет незначительным. “Новая станция метро “Деловой центр”, расположенная на территории ММДЦ “Москва-Сити”, вряд ли окажет какое-либо влияние на стоимость расположенных там апартаментов. Во-первых, потенциальные покупатели апартаментов в наименьшей степени привязаны к общественному транспорту. Во-вторых, на территории “Москва-Сити” уже расположено 2 станции метро. Так что эта станция окажет большее влияние на работников и посетителей “Москва-Сити”, так как существенно улучшит транспортную ситуацию и сократит время в пути. То же самое касается и новой станции “Спартак”, которая будет находиться в 50 метрах от главных ворот строящегося стадиона “Спартак” и рассчитана будет в основном на посетителей стадиона. Жители же близлежащих районов в настоящее время пользуются существующими станциями метро “Тушинская” и “Щукинская”, поэтому глобального улучшения транспортной ситуации от станции не будет заметно”, – рассказывает директор департамента жилой недвижимости компании Blackwood Тимур Сайфутдинов.
Чем ближе жилье расположено к метро, тем более заметным будет рост цен. “В зависимости от близости к метро цена на 1 кв. м расходится на 2-10%. Но стоимость жилья не будет зависеть от близости к метрополитену, если расстояние до него более 20 минут транспортом”, – говорит руководитель отдела консалтинга и аналитики компании “Азбука жилья” Артем Ржавский.
Помимо этого, разница в стоимости жилья в непосредственной близости от метро и в транспортной доступности от него зависит и от расположения самого района. “Если мы говорим о метро внутри МКАДа, то цены меняются только в радиусе 1 кв. км от новой станции метро. Если говорить о метро за МКАД, то цены меняются в домах, до которых от метро добираться 10-15 минут на общественном транспорте”, – поясняет Юрий Гольдберг. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)