Коммерческий директор Tekta Group положительно оценивает спрос на рынке жилья бизнес-класса и уверен в хороших перспективах сегмента.
Бизнес-класс – это не то жилье, которому присвоили статус, а то, которое действительно является комфортным и удобным для клиента. На рынке московского региона этих проектов не так много. Например, в компании Tekta Group уверены, что в их портфеле присутствуют только такие дома. О том, в каких условиях создается качественное жилье бизнес-класса, рассказал коммерческий директор Tekta Group Андрей Кугий.
– Как вы оцениваете спрос на рынке жилья бизнес-класса?
– Я положительно оцениваю спрос на рынке жилья бизнес-класса, и возрастающая динамика продаж это подтверждает. Покупатели сегодня хорошо понимают разницу между устаревшими безликими панельными микрорайонами и безупречно спроектированными современными жилыми комплексами бизнес-класса. При этом несущественная разница в цене с лихвой компенсируется преимуществами, которые еще долгое время будут радовать новосела.
– Это будут дома со своей проработанной концепцией, без автомобильных дворов, со стилобатом, паркингом и т. п.?
– Да, то есть, это не то жилье, которому присвоили статус бизнес-класса, а то, которое действительно является комфортным и удобным для клиента.
– Много ли на рынке такого концептуального жилья именно в Подмосковье?
– Совсем недавно в Московской области старались застраивать большие территории целыми кварталами. Сейчас ситуация меняется. Рынок жилья уплотняется. Если еще 5 лет назад практически никто не строил дома с собственной концепцией, инфраструктурой, то сейчас многие застройщики, включая тех, кто раньше строил в Москве, вышли в Подмосковье и стараются попасть в концепцию комфортного жилья. То есть конкуренция возросла, но рынок еще не насыщен.
– Какова динамика заключения сделок?
– Мы не страдаем от отсутствия продаж. Тот объем продаж, который у нас есть, мы стремимся увеличить, но в целом динамика нас устраивает. Квартиры продаются, клиенты идут. Мы считаем, что рынок в этом году будет развиваться поступательно, как и в 2012 г., а, может быть, и еще динамичнее.
– Кстати, учитывая приток конкурентов, их масштабные планы, можно ли сказать, что в области уже не хватает свободных площадей?
– Площадки есть. Достаточно посмотреть на статистику по строительству коммерческого жилья в Москве и МО. Суммарно по Москве и области строится около 6 млн. кв. м коммерческих площадей. Для сравнения, в московской агломерации проживает порядка 16-18 млн. человек. Согласно данным нашего аналитического центра, оценке сторонних экспертов рынка и тем аналитическим материалам, с которыми я знаком, говорить о том, что рынок жилья полностью насыщен, можно только в том случае, если ежегодно вводится 0,8, а лучше 1 кв. м на одного человека, проживающего в регионе. Как видно из статистики, сейчас этот показатель кратно меньше. Даже если спрос упадет наполовину, то и этого будет достаточно для успешной продажи наших объектов.
– Какие перспективы вы видите в связи со сменой в рядах руководства Московской области? Каким образом кадровые перестановки во властных структурах могут отразиться на вашем бизнесе?
– Для строительного бизнеса эти изменения не несут разрушительных последствий. Важно то, что существует преемственность между предыдущей администрацией Московской области и нынешней. Причем с момента смены еще приснопамятной громовской администрации имеются позитивные сдвиги. На наш взгляд, за последний год рынок стал более понятным и прозрачным. Нам удалось наладить сотрудничество с администрацией и выстроить рабочие процессы. Теперь уже на стадии входа в проект компания может объективно оценить риски как застройщик, понять, где нужно построить школу, отреставрировать ветхие сети и рассчитать расходы. Таким образом, девелопер уже на этом этапе получает полное представление о том, что его ждет.
– Что в большей степени может вызвать кризис на рынке недвижимости и в стране, естественно? Власть очень косвенно влияет.
– В принципе, если в стране не произойдет чего-то экстраординарного, то политические риски для нас незначительны. Что касается экономических опасностей, то здесь, учитывая инертность рынка, высокий спрос на жилье и неудовлетворенность этого спроса, риск невелик. Даже если спрос сократится, он все равно будет достаточным для успешной реализации девелопером своих проектов.
– Какими собственными средствами располагает компания?
– Один из принципов компании – строить на свои деньги. Tekta Group использует капитал акционеров, прибыль от уже реализованных проектов. Инвестпрограмма компании превышает 11 млрд. руб., именно такой объем средств мы готовы вкладывать в приобретение и развитие новых площадок. При этом у компании есть открытая кредитная линия Сбербанка России для гарантии выполнения всех обязательств перед нашими покупателями вне зависимости от внешних факторов.
– Кстати, о кредитах. А вернее об ипотеке. С кем из банков-партнеров вы работаете? На каких условиях?
– Tekta Group сотрудничает с крупнейшими российскими банками по всему спектру ипотечных программ. В числе партнеров нашей компании: Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, Райффайзенбанк, банк «Уралсиб», банк “Возрождение”. Кроме того, «Уралсиб», Райффайзенбанк, Сбербанк аккредитовали объекты еще на начальной стадии строительства, по крайне привлекательным ставкам, от 12% годовых в рублях, что в настоящее время – большая редкость для рынка недвижимости. Клиентам, покупающим квартиру в Tekta Group, также предоставляются специальные условия и сниженные процентные ставки по ипотечным продуктам. Не секрет, что за последние полгода ипотечные ставки банков постоянно росли. В связи с этим компания решила компенсировать это удорожание и субсидировать процентную ставку для своих клиентов. Таким образом, для покупателей квартир в жилых комплексах Tekta Group ставка по ипотеке начинается от 7,7% годовых. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине, СНГ и мире)