Строительство и недвижимость в Украине и мире

Германия: страна столкнулась с проблемой долгостроя

Считается, что немцы – народ трудолюбивый и пунктуальный, а потому, за что бы они ни брались, все у них получается, все функционирует. Но это не совсем так. Иначе Германия не столкнулась бы сегодня с таким, казалось бы, немыслимым для нее феноменом, как долгострой. Причем речь идет уже о целом ряде случаев, когда при сооружении общественно значимых объектов срываются сроки, превышаются сметы, обнаруживается халтура и даже вскрывается коррупция.

Новый центральный вокзал Берлина первоначально должен был стоить 300 млн. евро. В конечном счете на него пришлось заплатить 1,2 млрд. евро. А новый берлинский аэропорт, по сообщениям СМИ, обойдется налогоплательщикам как минимум в 4,3 млрд. евро, что уже на 50% больше первоначальной сметы. Причем в начале января сроки его сдачи в эксплуатацию в очередной раз пришлось перенести. Поэтому сколько в итоге будет стоить столичный аэропорт, абсолютно непонятно.

В чем же дело? Неужели в Германии разучились составлять нормальные сметы? Проблема, конечно же, не в этом, поясняет Петер Цешлок, член правления компании Dress & Sommer, занимающейся международным консалтингом в области строительства. Он считает, что одна из основных причин участившихся в Германии случаев долгостроя и неимоверного роста расходов при сооружении крупных объектов состоит в том, что в последние годы государственные заказчики стали реже пользоваться услугами генеральных подрядчиков. Если нет генподрядчика, то координацию работы подрядчиков, число которых на крупных объектах составляет несколько сотен, берут на себя соответствующий государственный орган и его чиновники. “Если заказчик с этой задачей справляется, то потенциал для оптимизации расходов составляет от 20% до 30%”, – указывает Цешлок. Поскольку речь идет об объектах стоимостью несколько сотен миллионов евро, сэкономить можно огромные суммы.

Однако чиновники, взваливая на себя повышенную ответственность, нередко переоценивают собственные силы и управленческие способности. “На всех крупных объектах, где срывается график или превышается смета, мы неизменно видим одно и то же: проблемы возникают там, где необходимо координировать взаимодействие разных подрядчиков”, – рассказывает немецкий эксперт.

Наряду с организационными трудностями весьма распространенной причиной непредвиденных расходов являются всевозможные изменения, вносимые заказчиком по ходу строительства. Они не только существенно затягивают работу, но и нередко оборачиваются несоразмерно высокими дополнительными расходами, предупреждает Фолькер Корнелиус, председатель Объединения инженеров-консультантов.

“Мы периодически сталкиваемся с ситуацией, когда строительная фирма, выигравшая тендер, при получении просьбы внести в проект те или иные изменения начинает проявлять поразительную изобретательность. В результате первоначальные низкие расценки компенсируются завышенными расценками при выполнении дополнительных работ”, – поясняет Корнелиус.

Он убежден, что многие проблемы порождает сам механизм тендеров. В Германии государственным органам предписано размещать заказы только на конкурсной основе. При этом закон требует выбирать “экономически наиболее обоснованное” предложение. Но на практике получается, что решение, как правило, принимают в пользу самой дешевой оферты. В противном случае чиновникам придется долго объяснять, почему они предпочли более дорогого исполнителя.

Зная это, строительные компании нередко искусственно занижают ожидаемые расходы, чтобы выиграть тендер, продолжает мысль коллеги другой немецкий консультант, Франц Йозеф Шлаппка: “Если фирмы изначально укажут реальную стоимость проекта, то есть опасность, что государственный заказчик от него просто откажется. Поэтому тот, кто заинтересован в сооружении определенного объекта, до поры до времени предпочитает не раскрывать свои карты и помалкивать о том, сколько это на самом деле будет стоить”.

Изменения, вносимые в проект по ходу дела, таят в себе и другие опасности, напоминает строительный консультант Петер Цешлок. Когда первоначальный график оказывается под угрозой, подрядчики начинают прилагать всевозможные усилия, чтобы не сорвать его. “Если строители всеми правдами и неправдами пытаются сдать объект к заранее намеченной, но уже нереалистичной дате, качество их работы резко снижается. Вот тогда-то и начинается откровенная халтура”, – сокрушается эксперт.

Порой дело доходит и до преступных махинаций. Так, обрушение здания Исторического городского архива в Кельне, в результате которого погибли два человека, произошло, по всей видимости, потому, что при прокладке поблизости туннеля метро использовались заведомо негодные материалы.

Однако все эти вопиющие случаи все же остаются единичными примерами и не подрывают высокого авторитета, которым пользуются на международной арене инженеры и строительные компании из Германии, заверяет Петер Цешлок. По его словам, иностранцы по-прежнему очень высоко ценят немецкое качество, немецкую надежность и принятые в Германии стандарты прозрачности бизнеса.

“Что же касается коррупции, все же встречающейся, к сожалению, и в Германии, то ее масштабы настолько незначительны, что за рубежом на нее практически не обращают внимания. Во всяком случае, во время наших переговоров с иностранными партнерами эту тему еще ни разу не затрагивали”, – делится опытом член правления компании Dress & Sommer, занимающейся международным консалтингом в области строительства. (Ibud.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version