Ужесточение денежно-кредитной политики в Индии в 2010-2011 гг. привело к замедлению темпов роста ее ВВП, однако долгосрочные перспективы развития страны, а следовательно, и строительной отрасли остаются благоприятными. Пока же налицо снижение притока заказов в сооружение новых объектов, особенно со стороны частного сектора.
В 2011 г. объем строительства в Индии увеличился на 4,3%, при этом в секторах зданий и инфраструктуры увеличение было весьма умеренным. В I квартале текущего года прирост в отрасли уменьшился до 1,3%, и резко возросло число отложенных проектов. Однако эксперты полагают, что через два-три года положение существенно улучшится. Коалиционное правительство, судя по всему, останется у власти по крайней мере до 2013 г. и будет иметь возможность ускорить реформы, что приведет к расширению инвестиций в инфраструктуру.
В настоящее время даже те строительные компании, которые имеют значительные портфели заказов, сообщают о задержках в завершении работ, связанных с приобретением земельных участков, медленным принятием законов, нехваткой квалифицированной рабочей силы и кредитов.
В ближайшие пять лет роль “локомотива” в индийской строительной отрасли будет осуществлять инфраструктурный сектор, прежде всего, сооружение транспортных и энергетических объектов. Индии крайне необходимы расширение и модернизация мощностей в энергетике, на автомобильном, воздушном и железнодорожном транспорте. Как сообщает журнал “International Construction”, инвестиции в указанный сектор за 12-ю пятилетку должны удвоиться и достигнуть примерно $1 трлн. В частности, на строительство автомобильных дорог предполагается израсходовать $185 млрд.
В секторе зданий двигателем роста останется сооружение офисов, так как сфера услуг в Индии призвана и дальше обеспечивать поступательное развитие ее экономики. Активизируется и строительство промышленных объектов, так как запланированы новые инвестиции в переработку нефти и угля, а также в другие производства, которые должны повысить энергетическую независимость страны.
В связи с урбанизацией объем жилищного строительства в ближайшие пять лет возрастет на 8,3%, однако этот рост придется в основном на недорогое жилье.
По оценке аналитической фирмы “OffHighway Research”, спрос на строительное оборудование в Индии повысится к 2016 г. примерно до 118 тыс. ед., или на 64% по сравнению с 2011 г. При этом продажи погрузчиков с “обратной лопатой”, до сих пор являющихся основной продукцией индийского строительного машиностроения, увеличатся только на 19% (до 40 тыс. ед.), а “локомотивом” роста станут гусеничные экскаваторы. Спрос на последние в 2011 г. составил около 15 тыс. ед., к 2014 г. он достигнет примерно 30 тыс. и к 2016 г. – 40 тыс.
Продажи самоходных подъемных кранов, также пользующихся в Индии высоким спросом, будут в 2012-2016 гг. расти примерно на 3-8% в год. Наиболее популярными в группе этих машин являются недорогие краны “pickandcarry”, которых в 2011 г. было продано 11,3 тыс. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ, мире)