Предсказываемый 3%-ный прирост мирового объема строительных работ в текущем году будет в значительной степени обеспечен за счет Латинской Америки, где увеличиваются бюджетные вливания в строительство и реализуются крупные инфраструктурные проекты.
Тон латиноамериканскому подъему в строительстве задает Бразилия, подготавливающая инфраструктуру для чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр, которые состоятся в этой стране соответственно в 2014 г. и 2016 г. По оценке Бразильской строительной палаты, в текущем году объем строительства в стране возрастет на 6%; этот рост будет стимулироваться не только указанными спортивными мероприятиями, но и вторым Бразильским планом ускорения роста (PAC II). Только на инфраструктурные проекты, запланированные в связи с футбольным чемпионатом и Олимпийскими играми, предполагается израсходовать до $63 млрд.
Между тем частные инвестиции в рамках программы PAC II должны, по оценке, превысить к 2014 г. $105 млрд., что составит, по меньшей мере, 18% всех средств, которые планируется вложить к указанному году в инфраструктурные проекты. В текущем году приоритетными среди намечаемых к строительству объектов будут автомобильные дороги. Правительство намерено предоставить концессии на сооружение более 2 тыс. км дорог общей стоимостью $3,6 млрд.
Программа PAC II предусматривает также значительные инвестиции в строительство новых и удлинение существующих железных дорог. К 2014 г. на эти цели будет израсходовано около $26,3 млрд., что позволит увеличить общую протяженность указанных дорог в стране на 4,4 тыс. км.
Серьезное внимание строительному сектору уделяется и в Аргентине, где его развитие входит в число десяти наиболее важных задач правительства. По оценке аналитической фирмы IHS Global Insight, в 2010 г. объем строительных работ в стране исчислялся в $14,4 млрд., а в 2011 г. и 2012 г. он увеличится на 3,8% и будет стимулироваться инвестициями в нежилищное строительство.
В Мексике рост производства в промышленности и сельском хозяйстве диктует необходимость увеличения протяженности и улучшения качества автомобильных дорог по всей стране. В текущем году правительство планирует построить и модернизировать более 4,2 тыс. км шоссейных дорог, что обойдется примерно в $4,8 млрд.
Mексиканская строительная палата оценивает прирост объема строительных работ в Мексике в текущем году в 2,6%, а банки Santander и Skotiabank – в 4,5%.
Наблюдаемое в настоящее время расширение строительства в Чили связано в основном с проектами, которые были приняты после разрушительного землетрясения в пустыне Атакама. Согласно прогнозу Чилийской строительной палаты, в текущем году объем строительных работ в стране возрастет на 10,8%.
Частный сектор Чили инвестирует к 2014 г. в строительство (в основном горно-шахтных и энергетических объектов) свыше $73 млрд. Только в текущем году, по оценке Ассоциации чилийских производителей оборудования, частные инвестиции составят около $16 млрд., что на 60% превысит уровень 2010 г.
В свою очередь, правительство Чили ассигновало более $1,5 млрд. на улучшение транспортной системы в столице страны. Примерно 64% этой суммы предназначается для строительства к 2015 г. свыше 109 км новых дорог с односторонним движением.
В Перу объем строительных работ в текущем году возрастет, согласно прогнозам, на 12%; основную часть этого прироста обеспечат новые проекты в жилищном и торговом секторах.
Согласно распоряжению Министерства финансов и экономики Перу, 30 инфраструктурных проектов общей стоимостью не менее $3 млрд. считаются в текущем году приоритетными. В их число входит расширение и модернизация аэропортов в городах Икитос, Юримагуас и Писко.
В текущем году Андская корпорация развития предоставит Перу кредиты на $1,5 млрд., из которых $300 млн. предназначаются для повышения эффективности эксплуатации электропоездов в г. Лима и 200 млн. – для сооружения автомобильных дорог.
Растущий интерес к Перу проявляют иностранные подрядчики. Так, испанская строительная группа Acciona планирует открыть там в текущем году инжиниринговое подразделение, которое будет содействовать расширению ее присутствия на латиноамериканском строительном рынке.
Названные проекты дают основание рассчитывать на благоприятные среднесрочные перспективы развития латиноамериканского региона. Что же касается долгосрочных перспектив, то они в немалой степени будут зависеть от способности данного региона удовлетворять свои постоянно растущие энергетические потребности, а также разнообразить источники получения электроэнергии. В настоящее время около 70% потребляемой в Латинской Америке электроэнергии обеспечивают углеводороды, преимущественно импортируемые, что делает латиноамериканские страны, не имеющие собственной добычи нефти, газа или угля, слабо защищенными от колебаний мировых цен на топливо.
В этой связи важное значение приобретает гидроэнергетический потенциал региона. По подсчетам Латиноамериканской энергетической организации, страны Центральной Америки, например, имеют возможность построить в будущем гидростанции общей мощностью свыше 23,8 ГВт.
В июне строительство крупной ГЭС Белу-Монте (стоимость – $17 млрд., мощность – 11,2 тыс. МВт) было одобрено правительством Бразилии. Проект предусматривает сооружение плотины длиной 6,1 км и будет осуществляться консорциумом Norte Energia, который возглавляет государственная энергетическая компания Eletrobras CHESF.
Намерена строить ГЭС и Чили, не имеющая в отличие от Бразилии собственных ресурсов нефти и природного газа, импортирующая 97% потребляемого ею ископаемого топлива и планирующая увеличить за 15 лет свои энергетические мощности в 3 раза. В мае правительство этой страны одобрило проект HidroAysen, в соответствии с которым в отдаленной провинции Айсен будут построены 5 ГЭС общей мощностью 2,7 тыс. МВт. Проект будут осуществлять компания Endesa Chile, большей частью акций которой владеет испанская энергетическая группа Endesa, и частная чилийская энергетическая фирма Colbun. Затраты на строительство оцениваются в $7 млрд. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)