Общая протяженность национальной автодорожной сети в Болгарии превышает 19,6 тыс. км, средняя плотность 0,33 км/кв. км (немного меньше средней по ЕС). Приблизительно 90% дорог имеют асфальтовое покрытие. В сети насчитывается 418 км автомагистралей, 3015 км дорог I класса, 3818 км II класса и 29937 км III и IV классов (по другим данным, 42 тыс. км дорог II класса, 11,7 тыс. км III класса и около 300 км грунтовых). Наиболее распространены 2-полосные дороги общей шириной 6-7,5 м.
Без изделий компании “К-А-М” (http://www.setkaplastic.ru/catalog/setki-dom-sad/rasteniya) невозможно обустроить загородный дом. Особым спросом пользуются ее опоры для вьющихся растений российского и итальянского производства, с помощью которых можно не только быстро создать арку, живую изгородь, беседку, но и замаскировать старые постройки.
В настоящее время магистрали в Болгарии составляют всего 2% всей дорожной сети, поэтому в 2010 г. правительство планировало построить 50 км, а с 2011 г. начать строить по 65 км магистральных дорог ежегодно. Строительство дорог в Болгарии осложняется тем, что 40% территории страны приходится на горные районы. Строительство новых магистралей ведется крайне неторопливо и сопровождается крупными скандалами между различными исполнителями и хозяевами земель, через которые проходит трасса. Например, проект магистрали, связывающей Болгарию с Турцией, объявленный нынешним болгарским правительством приоритетным, недавно был остановлен из-за полуразрушенного коровника. Как оказалось, местная администрация, в чьи обязанности входит обеспечение процесса отчуждения земель, предложила его владельцам сумму, которая тех не устроила.
Не так давно стало известно, что ряд чиновников, имевших отношение к проектированию дорог, активно занимался скупкой земель по маршруту с целью последующего получения компенсаций от государства. Проведенные в ЕС исследования под эгидой Международной автомобильной федерации (фр. “Federation Internationale de l’Automobile” “FIA”), выявили страны с самыми безопасными и самыми опасными автомобильными дорогами. Средний показатель по ЕС – 69 смертельных случаев в дорожных авариях на 1 млн. жителей. Тогда как Болгария вошла в четверку стран с наиболее опасными дорогами – 118 смертей на 1 млн. жителей. С октября 2009 г. по октябрь 2010 г. каждая пятая строительная фирма в Болгарии оказалась банкротом. Строительные компании, которые до кризисного 2008 г. специализировались на строительстве жилых комплексов, полей для гольфа и объектов курортного хозяйства, направили ресурсы на строительство дорог. Некоторые из этих компаний провели переговоры о приобретении фирм, занимающихся дорожным строительством.
Причиной такого “смещения интересов” стал 1 млрд. евро, выделенный в качестве инвестиций в сектор дорожного строительства в рамках региональных программ развития. Следует отметить, что к переходу из жилищного строительства в дорожное некоторые профессиональные участники рынка относятся скептически. Жилищно-строительные компании стремятся агрессивно утвердиться на рынке строительства автомагистралей, не имея при этом соответствующего профессионального опыта. Некоторыми участниками данного бизнеса было предложено ввести жесткие процедуры отбора для компаний, которые хотят принимать участие в строительстве дорог первого и второго класса по всей Болгарии.
В начале мая 2010 г. премьер-министр Болгарии Б. Борисов на открытии строительства автомагистрали “Тракия” заявил, что Болгария очень экономно расходует средства европейского бюджета по сравнению с другими странами ЕС. Строительство 1 км автомагистрали в Германии и Чехии стоит 19 млн. евро, в Австрии – 10 млн., в Греции – 11 млн., в Румынии – 27 млн., а в Болгарии – всего 2,2 млн. План строительства магистрали “Тракия” предусматривает ее пуск в 2012 г. В торгах на прокладку второго отрезка протяженностью 32 км между городами Стара Загора и Нова-Загора стоимостью 96 млн. евро участвовали восемь фирм, как крупных болгарских, так и иностранных.
Четыре фирмы были допущены к конкурсу, а остальные не отвечали его условиям. Согласно программе ЕС “Транспорт”, на строительство всей магистрали будет отпущено 360 млн. евро. Европейский инвестиционный банк будет финансировать строительство автомагистралей “Струма”, “Черное море”, “Дунав мост” и “Хемус”, которые имеют не только болгарский, но и европейский приоритет. Панорамная дорога Варна – Золотые Пески будет восстановлена посредством сооружения эстакады протяженностью 300-400 м с двумя полосами движения, велосипедной аллеей и обзорной площадкой. Для реализации проекта необходимы 13,5 млн. лев. По оптимистичным прогнозам, дорога будет построена до конца 2011 г. (БИКИ/Строительство в Украине и СНГ)