После существенного роста в 2003-2007 гг. продажи строительного оборудования в Индии в 2008-2009 гг. сократились, что в основном было обусловлено глобальным финансово-экономическим кризисом. Однако уже в конце 2009 г. появились признаки оживления спроса, что позволило аналитической компании OffHighway Research спрогнозировать значительное увеличение продаж в 2010 г. В августе прошлого года она оценила последние в 56,4 тыс. ед., а уже в декабре – в 58,7 тыс., что означало 42%-ный прирост по сравнению с 2009 г.
Заметное расширение спроса наблюдалось в 2010 г. по всем видам строительной техники, и прежде всего по тем из них, которые продаются в небольших количествах (cамосвалы с сочлененной рамой, гусеничные погрузчики, миниэкскаваторы, автопогрузчики повышенной проходимости и колесные экскаваторы). По оценке, в указанном году их было реализовано в общей сложности 225 ед. против 113 в 2009 г.
На втором месте по приросту продаж в 2010 г. находились погрузчики с бортовым поворотом, 90%-ное увеличение их сбыта обеспечили закупки Индийской национальной армии.
Если говорить об оборудовании с большими объемами продаж, то погрузчиков с “обратной лопатой”, например, на которые приходится почти 40% совокупного видимого потребления строительной техники в стране, было продано 25 тыс. ед., что на 59% превышает уровень 2009 г., а гусеничных экскаваторов – 11,3 тыс. ед. (+42%). Cущественно возросли также продажи самоходных кранов, передвижных компрессоров, автогрейдеров, гусеничных бульдозеров и колесных погрузчиков.
Спрос в 2010 г. на самосвалы с жесткой рамой сократился, хотя деловая активность в горнодобывающей промышленности страны была достаточно высокой. Это может быть связано с происходящим в данной отрасли переходом на более крупные машины, а также циклическим характером закупок крупных угольных компаний.
Снижение спроса произошло также по дорожно-строительной технике, что может, по мнению аналитиков, ясно свидетельствовать о том, что часто повторяемое правительством намерение строить в стране 20 км шосейных дорог в день не воспринимается как достаточно реалистичное. Продажи как дорожных катков, так и асфальтоукладчиков сократились на 3%, хотя потенциальный спрос на них считается весьма значительным.
В ближайшие пять лет инвестиции в индийскую инфраструктуру должны составить, согласно прогнозам, $1 трлн., что предопределит высокий спрос на строительное оборудование. Возрастут продажи всех его видов, и прежде всего погрузчиков с “обратной лопатой”, гусеничных экскаваторов, самоходных кранов, дорожных катков, колесных погрузчиков и передвижных компрессоров.
По видимому потреблению строительной техники Индия уже сейчас занимает четвертое место в мире. В ближайшие пять лет ее продажи в стране, как полагает OffHighway Research, будут попрежнему расти, однако темпы этого роста могут быть ниже, чем в 2010 г.
Продажи строительного оборудования в Индии, ед.
2006 г. | 2007г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г.* | |
Автогрейдеры | 360 | 554 | 553 | 342 | 450 |
Асфальтоукладчики | 687 | 954 | 879 | 920 | 890 |
Гусеничные бульдозеры | 550 | 599 | 608 | 562 | 700 |
Гусеничные экскаваторы | 5904 | 9606 | 9897 | 7950 | 11300 |
Дорожные катки | 2335 | 3219 | 2905 | 2787 | 2700 |
Колесные погрузчики | 1877 | 2364 | 2540 | 1902 | 2500 |
Передвижные компрессоры | 1906 | 2620 | 2854 | 2999 | 4200 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 175 | 265 | 480 | 290 | 550 |
Погрузчики с “обратной лопатой” | 13797 | 21769 | 16673 | 15731 | 25000 |
Самосвалы с жесткой рамой | 749 | 594 | 771 | 808 | 700 |
Самоходные краны | 5859 | 8115 | 7870 | 7005 | 9500 |
Прочее оборудование** | 55 | 57 | 111 | 113 | 225 |
Итого | 34254 | 50706 | 46141 | 41409 | 58714 |
– оценка, ** – автопогрузчики повышенной проходимости, гусеничные погрузчики, колесные экскаваторы, миниэкскаваторы, самосвалы с сочлененной рамой. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)