Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: частные инвесторы не хотят финансировать строительство ТПУ в Москве

План правительства Москвы по строительству 255 транспортно-пересадочных узлов к 2020 г. может не реализоваться в срок. Из-за пробелов в законодательстве и отсутствия внятных перспектив относительно прав собственности на объекты строительства потенциальные девелоперы не спешат вкладываться в проект, считает директор по развитию бизнеса ГК “Спектрум” Ольга Грачева.

Власти города неоднократно заявляли о повышенном интересе инвесторов к строительству ТПУ. Однако это не совсем так. Желающим присоединиться к строительству компаниям предлагается проект, состоящий из двух частей. Первая, технологическая, включает в себя возведение непосредственно галерей и переходов для нужд пассажиров, а вторая – строительство сопутствующих объектов: торгово-развлекательных центров, магазинов и пунктов быстрого питания. И если вторая сулит предпринимателям определенный доход, то согласиться на реализацию первой они могут только в случае четко сформулированного пакета предложений от официальных властей. А таких предложений пока нет, отмечают девелоперы.

“Механизм бюджетного финансирования строительства технологической части не определен, а государственное лицо, предоставляющее земельный участок, как правило, претендует не только на технологическую часть ТПУ, не приносящую коммерческого дохода, но и на долю в его коммерческой части. Пока рынок не получит прозрачных механизмов регулирования вопросов будущих прав на создаваемый объект и разграничения долей с городом или областью, бурного интереса со стороны инвесторов ждать не стоит”, – пояснила Грачева.

Помимо отсутствия ответа на вопрос, кому же в итоге будет принадлежать гипотетический ТПУ и как обеспечат права частных предпринимателей, инвесторы отмечают и большое количество ограничений по типам возводимых объектов “развлекательной части” ТПУ. Инвесторы отмечают свою заинтересованность в строительстве офисов или гостиниц на территории узлов, тогда как законодательством это запрещено.

“В российской практике ограничениями являются как отсутствие прецедентов, так и законодательство, ограничивающее использование земель в районе транспортных коммуникаций иначе, чем по прямому назначению – для нужд транспорта”, – отметила эксперт, подчеркнув, что в зарубежной практике такое строительство – обычное дело.

Общий объем средств, которые планируется потратить на возведение новых ТПУ, составляет 300 млрд. руб. Согласно планам городских властей, доля бюджетных ассигнований не должна превышать 20% от общего объема средств. Остальные 200 млрд. руб. должны поступить от инвесторов. Но чтобы привлечь предпринимателей, следует определить единые правила инвестирования в транспортную инфраструктуру и ТПУ, создать ряд прецедентных схем строительства доходных объектов и четко определить степень ответственности и прав как государственной, так и частной стороны. Только после этого Москва получит достаточное количество заинтересованных в строительстве девелоперов, резюмировала Грачева. («Регнум»/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version