Строительство и недвижимость в Украине и мире

Грузия: строительным компаниям сложно получить банковскую гарантию

Министр инфраструктуры Элгуджа Хокришвили подтверждает, что на участвующих в тендере компаниях распространяются определенные ограничения во время предъявления банковских гарантий.

Он объясняет это государственными интересами и заявляет, что власти, как заказчики, не могут рисковать средствами, находящимися в их распоряжении, и поэтому в ряде случаев не берут гарантии, выданные страховыми компаниями.

Строительные компании не раз заявляли о том, что участвующие в инфраструктурных тендерах крупные компании осуществляют монополизацию тендеров, в чем им помогает измененная практика проведения тендеров.

В частности, по их словам, речь идет о той части условий тендера, в которой у компаний требуют банковские гарантии. По их же сообщению, по закону компания имеет право предъявить гарантию, выданную банком или страховой компанией, однако по заявлению респондентов, в последнее время участилась практика, когда тендерная комиссия требует от компаний представления только банковской гарантии, получить которую могут только компании, приближенные к крупным финансовым группам. В такой обстановке, по их же словам, сравнительно маленькие компании остаются за пределами государственных проектов и оказываются перед опасностью банкротства.

Элгуджа Хокришвили заявил, что у грузинских строительных компаний есть проблемы с точки зрения получения банковских гарантий.

По словам министра, победившая в тендере компания до оформления договора обязана представить гарантию двух типов: гарантию обеспечения договора и гарантию для аванса. Именно в случае последнего тендерная комиссия требует от компании гарантию, выданную банком, а не страховой компанией. Это условие также распространяется на крупные тендеры, связанные с масштабными средствами.

“Мы принимаем выданные банками авансовые гарантии, поскольку банковская сфера в Грузии так или иначе регулируется, и у нас есть определенная информация о них. А в связи со страховыми компаниями мы не владеем информацией об их капитализации, взятых ими обязательствах и т. д. Что важнее всего, были случаи, когда нам пришлось расторгнуть договор с компанией и задействовать гарантию страховой компании, а она не смогла заплатить, и мы обратились в суд. Мы проявляем осторожность, когда происходит такое, поскольку распоряжаемся государственными средствами”, – заявил Хокришвили.

По его словам, разговор идет о гарантии без условий, выдающий которую при необходимости без всяких вопросов должен возместить убытки. В фонде, и даже в департаменте дорог, по словам министра, в случае нескольких компаний государству трудно было изъять сумму из гарантии. А с банками такие проблемы не создавались, так как они находятся под регуляцией Национального банка, а он ограничивает их в том, чтобы брать обязательства больше определенного размера.

“Страховой сектор у нас не так развит, как в других странах, их капитализация небольшая. Банковская гарантия для государства более надежная, нежели страховая”, – заявил министр инфраструктуры.

По его же словам, в случае задействования гарантии, выданной страховыми компаниями, может произойти так, что сумма возмещения превысит капитализацию компании, и она обанкротится.

“В случае страховых компаний я не вижу, каково соотношение суммы выданных гарантий с их капитализацией, а в случае с банками эта сфера регулируется Национальным банком, банк не сможет взять больше того обязательства, чем имеет ресурсы. Однако мы стараемся содействовать маленьким компаниям и идем на сотрудничество, чтобы компании среднего размера развивались и получали больше проектов. Но и здесь есть проблема в том, что как заказчики мы берем риски, и государство может понести убытки. Простая логика: если банк не дает гарантию компании, это означает, что собственно банк видит риски в компании, несмотря на то, что она выиграла проект определенной стоимости”, – заявил Хокришвили. («BusinessГрузия»/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version