Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: рынок загородной недвижимости Ленинградской области в 2012 г.

Спрос на загородном рынке сместился в сегмент доступной недвижимости. Это сделало нерентабельными многие коттеджные поселки, относящиеся к бизнес-классу. Но девелоперы не унывают: они проводят реконцепцию проектов, удешевляя предложение.

Рынок загородной недвижимости Ленинградской области еще достаточно молод. На нем мало профессиональных девелоперов, имеющих успешный опыт реализации коттеджных поселков. Большинство занялись этим бизнесом случайно: подвернулся интересный участок, захотелось заработать на докризисном росте цен и т. д. В итоге огромное число проектов имеет невнятное позиционирование. Их класс, формат, а также ценовая политика основываются скорее на ощущениях владельцев земли, нежели на реальном анализе рынка (который, к слову, с трудом поддается этому анализу).

Такие проекты очень часто испытывают проблемы с продажами, тем более что предложение на загородном рынке сейчас значительно превышает спрос. За всю историю существования этого рынка (более 15 лет) полностью распродано предложение лишь в 120 коттеджных поселках, подсчитал Дмитрий Сперанский, руководитель Бюро аналитики по рынку недвижимости. При этом сейчас в продаже находится свыше 350 коттеджных поселков, еще 120 – временно приостановлены и ждут своего часа. Таким образом, нужно несколько десятилетий, чтобы распродать хотя бы существующее предложение.

От ошибок в позиционировании не застрахованы даже профессиональные девелоперы. Скажем, после экономического кризиса 2008-2009 гг. характер спроса на загородном рынке изменился так сильно (в сторону снижения платежеспособности), что и вполне качественные, но дорогие поселки испытывают нехватку клиентов. И они пытаются уходить в более доступный сегмент.

“В основном потребность в реконцепции возникает в тех коттеджных поселках Ленобласти, которые были задуманы в докризисное время, когда жизнь за городом воспринималась как роскошь. Но 2009 г. все расставил на свои места. Лишь девелоперы, гибко реагировавшие на изменение рыночной ситуации, смогли предложить покупателям адекватное предложение и обеспечить хороший уровень продаж”, – говорит Юрий Гоняев, генеральный директор девелоперской компании “Весна”.

Показательна в этом отношении история коттеджного поселка “Ландыши” в Тосненском районе. Изначально он назывался “Павловград” и задумывался как поселок бизнес-класса с ценой 350 тыс. руб. за сотку. В августе 2010 г. была проведена реконцепция. Покупателям предложили участки 10 соток за 1,8 млн. руб. (180 тыс. за сотку). Это дало импульс развитию проекта, и сейчас цена сотки земли в нем выросла уже до 300 тыс.

По этому же пути пошли и в коттеджном поселке “Буржуевка” (Всеволожский район). Площадь участков раньше начиналась от 24 соток, цены – от 290 тыс. за сотку. Но, учитывая снижение платежеспособности спроса, участки пришлось нарезать более мелко. Теперь в продаже участки от 13 соток, а цена снизилась до 250 тыс. руб. за сотку. При этом поселок получил новое название – “Корела парк”.

Разумеется, реконцепция загородного проекта – это не просто снижение цены и уменьшение площади лотов. Чисто механически перевести поселок из одного сегмента в другой не получится. Это довольно тонкая работа. Рассказывает Юрий Гоняев: “Сложность заключается в том, чтобы снизить цену, сохранив в поселке необходимые коммуникации. Кроме того, изменение цены означает в большинстве случаев изменение целевой аудитории. Это влечет за собой переработку маркетинговой концепции проекта: необходимо адаптировать под новую аудиторию визуальный ряд рекламной кампании, подобрать подходящие каналы коммуникации, а иногда и разработать принципиально иную программу продвижения объекта”.

Еще одна серьезная проблема, с которой, по его словам, может столкнуться девелопер, – это тот негативный шлейф, который оставил за собой проект. Если покупатели потеряли деньги на покупке земли в поселке, то дурная слава закрепится за проектом на долгое время, и вряд ли можно будет реанимировать продажи.

Пожалуй, главными героями нынешней реконцепции на загородном рынке являются таунхаусы небольших площадей. Под небольшими площадями подразумеваются не только секции-малютки в 30-37 кв. м (их на рынке не так уж и много), но и домовладения до 80 кв. м – аналог трех-, четырехкомнатной квартиры в городе.

Таунхаусы “выстрелили” на рынке достаточно неожиданно – в 2009-2010 гг. Если раньше в коттеджных поселках Ленобласти нормальным уровнем продаж считалось три-пять сделок в месяц, то первопроходцы сегмента дешевых таунхаусов смогли ежемесячно продавать по 50-100 блок-секций. Естественно, такой успех заставил других участников рынка задуматься о приобщении к столь популярному формату.

Например, в коттеджном поселке “Вишневый сад” во Всеволожске изначально планировалось возводить только индивидуальные дома, но потом – в угоду рынку – было принято решение строить и таунхаусы площадью от 80 до 108 кв. м. Правда, объемы таунхаусной застройки в “Вишневом саде” невелики – всего будет около 30 блок-секций. В пользу таунхаусов изменены параметры малоэтажного квартала “Виктория” в поселке Рощино. Наряду с коттеджами тут теперь строят таунхаусы по 59 кв. м.

Более глобальная реконцепция – в коттеджном поселке “Смольный”, который возводится на 40 километре Выборгского шоссе (Всеволожский район). Этот проект вышел на рынок в 2010 г. На тот момент девелопер хотел построить около 200 коттеджей стоимостью от 6 млн. до 16 млн. руб. Но потом стало понятно, что рынок “не переварит” такое предложение, и поселок переориентировали на таунхаусы. Согласно новым планам, будет возведено порядка 800 секций таунхаусов площадью от 69 до 123 кв. м.

В поселке “Кивеннапа-Север” (65 километр Средневыборгского шоссе) изначально планировалось построить на 71 га около тысячи таунхаусов, дуплексов и коттеджей. Но характер спроса заставил изменить параметры: доля таунхаусов на земельном массиве возросла, и теперь на том же земельном массиве поместится 1,6 тыс. домовладений.

Последняя очередь малоэтажного комплекса “Янино” изначально продавалась как участки с подрядом, затем – без него, а теперь там тоже предложили компактные секции площадью 78 кв. м. В малоэтажном комплексе “Черничная поляна” в Юкках (Всеволожский район) сначала делалась ставка на многоквартирные дома. Но во второй очереди к этому предложению добавили и таунхаусы.

Вообще, примеров того, как коттеджные поселки Ленобласти превращаются в “таунхаусные”, много. А в будущем их, вероятно, станет еще больше.

Строго говоря, реконцепция на загородном рынке сегодня затрагивает не только отдельные проекты, но и собственно самих девелоперов, их тактику работы. “Застройщики стали более гибкими: компании, ранее занимавшиеся только дорогим сегментом, двинулись по направлению к эконом-классу. Компания PetroStyle вывела в продажу поселок “Близкое” с ценами от 2 млн. руб. за квартиру в малоэтажном комплексе; “Олимп-2000” начал продажи в поселке “На Парице” в Гатчинском районе (от 70 тыс. руб. за сотку). Компания “Сплав” пустила в 2012 г. проект “Велигонты” (Ломоносовский район), где стоимость сотки – 45 тыс. руб. УК “Династия” продает участки в коттеджном поселке “Красная поляна” в Приозерском районе, близ Коробицыно, также с весьма скромными для этой локации ценами”, – рассказывает Дмитрий Майоров, генеральный директор компании “Русь: Новые территории”.

Сделать полный обзор “оптимизированных” коттеджных поселков Ленобласти невозможно. “Девелопер редко во всеуслышание заявляет о реконцепции. Как правило, проект на какое-то время уходит из продажи, а потом появляется с новыми параметрами, иногда – с новым названием и даже новым застройщиком. При этом о неудачном “прошлом” проекта, конечно, молчат”, – говорит Дмитрий Сперанский. По его словам, в 2012 г. закрытие проектов шло особенно активно. И это позволяет предположить, что в будущем появятся “новые-старые” проекты с предложением, более отвечающим сегодняшнему спросу. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version