Строительство и недвижимость в Украине и мире

Зарубежные новости: компании-арендаторы все чаще ищут альтернативу наилучшим офисным помещениям

В ежегодном отчете “Затраты арендаторов офисных помещений в мире” (Global Occupancy Costs – Offices’ (GOCO)) компании DTZ, входящей в холдинг UGL, сообщается, что в течение 2012 г. затраты компаний, связанные с арендой офисных помещений в странах Северной Азии, выросли на 6,3%, что значительно превышает средний мировой показатель роста, который находится на уровне 1%.

В шестнадцатом годовом отчете компания DTZ обращает внимание на существенные региональные различия показателей стоимости аренды офисных помещений в мире: в то время как в ряде стран был зарегистрирован устойчивый рост, в США имел место низкий спрос в связи с экономической и политической неопределенностью.

В отчете компания DTZ представила анализ основных составляющих затрат арендаторов в 124 бизнес-районах в 49 странах мира, а также составила рейтинг для каждого города по показателям годовых затрат на аренду офисных помещений для обустройства одного рабочего места. Затраты компаний включают арендные платежи и другие издержки, в частности, эксплуатационные платежи и налог на имущество. Также были учтены различия в применяемых компаниями на разных рынках стандартах использования площади для организации 1 рабочего места. Таким образом, рассчитываются затраты на обустройство одного рабочего места, а не на один квадратный метр офисных помещений.

В 2012 г. для компаний-арендаторов наилучшие возможности для сокращения расходов на аренду офисных помещений были в США в связи со снижением затрат на обустройство 1 рабочего места на 10,9%. Такая динамика была обусловлена уменьшением стандартного размера офисных помещений для обустройства одного рабочего места на 11,8%, тогда как наибольшее снижение данного показателя было зарегистрировано в течение года в округах Вашингтон (на 17%) и Лос-Анджелесе (на 14%). Однако, несмотря на существенное снижение типовой площади офисных помещений на одного сотрудника, США по-прежнему лидируют в списке стран с наибольшей средней площадью офисных помещений на одно рабочее место.

Хотя в 2012 г. рост кумулятивных затрат на аренду офисных показателей был зарегистрирован в Центральной и Южной Америке (на 0,6%), Европе (0,9%), на Ближнем Востоке и в Африке (1,4%), он все же ниже показателя мировой инфляции, который составил 3,2%. И напротив, годовой рост затрат на аренду офисных помещений в странах Северной и Южной Азии составил соответственно 6,3% и 3,7%, превысив показатель мировой инфляции преимущественно в связи со значительным внутренним потреблением и динамикой нефинансовых секторов, стремящихся воспользоваться радужными перспективами роста в регионе. Рост затрат на аренду офисных помещений в этих регионах был обусловлен высокими показателями в Пекине и Джакарте – на 17,7% и 20,7% соответственно.

“США в этом году возглавили список стран, где затраты на аренду офисных помещений для одного рабочего места упали в каждом городе. Спрос на помещения был низким, отражая вялотекущее состояние рынка труда и неопределенные намерения компаний касательно их дальнейшего развития, тогда как главной причиной снижения затрат стала тенденция более эффективно использовать офисные помещения. Однако мы ожидаем, что затраты на аренду офисных помещений в США в течение ближайших двух лет будут подвержены росту, хотя и более низкими темпами по сравнению с другими регионами в мире. В других регионах в мире благоприятные возможности для аренды офисных помещений представляются компаниям-арендаторам в Куала-Лумпуре и Сингапуре, где, по нашим ожиданиям, затраты снизятся на 1,3% и 0,7% соответственно. Тем не менее, следует отметить, что показатели вакантности офисных помещений в Сингапуре в настоящее время находятся на самом низком уровне с 2008 г., и мы ожидаем, что затраты арендаторов в долгосрочной перспективе будут лишь неуклонно расти”, – прокомментировала Карин Вудфорт, руководитель департамента по вопросам анализа корпоративных арендаторов.

Рост показателей в странах Северной Азии был не без исключений, так как расходы в центральном районе Гонконга снизились на 12% (с $25160 в 2011 г. до $22190 в 2012 г.). Это было обусловлено снижением арендных ставок по причине стремления компаний-арендаторов снизить свои операционные расходы за счет сокращения численности сотрудников или переезда в нецентральные районы города.

Это привело к тому, что Гонконг, который возглавлял список наиболее дорогих для ведения бизнеса городов в 2011 г., в 2012 г. пропустил вперед район West End в Лондоне, ставший наиболее дорогим офисным рынком в мире. В 2012 г. компании-арендаторы в лондонском районе West End должны были тратить в среднем $23500 на аренду офисных помещений для обустройства одного рабочего места, что более чем в три раза превышает средний мировой показатель. Как и в 2011 г., самым доступным рынком офисной недвижимости является Сурабая ($1610 на рабочее место), а за ним следуют Хайдарабад и Чунцин.

В дополнение к анализу стоимости аренды офисных помещений наилучшего качества компания DTZ проанализировала уровень затрат на одно рабочее место в офисных зданиях среднего класса в 14 крупнейших городах Европы и Азии. В связи с увеличением спроса со стороны компаний-арендаторов, желающих сократить затраты на аренду помещений за счет размещения в объектах вторичного качества, затраты на аренду таких помещений выросли за год на 4,2%, что выше показателя мировой инфляции и в 4 раза превышает аналогичный показатель для офисных помещений наилучшего качества. Разница в средних затратах, связанных с арендой офисных помещений наилучшего и вторичного качества, значительно отличается на разных рынках. Например, в Стокгольме аренда офисных помещений наилучшего качества на 17,5% выше стоимости аренды в объектах вторичного качества, в то время как в Шанхае эта разница составляет 131%.

Карин Вудфорт добавила: “В нынешних экономических условиях компании-арендаторы все чаще ищут альтернативу наилучшим офисным помещениям. Наибольшую разницу можно увидеть в Шанхае и Москве, где затраты, связанные с арендой офисных помещений наилучшего качества, на 100% превышают затраты на аренду помещений в офисных зданиях среднего класса. В Стокгольме, Лондонском Сити и Сиднее разница в затратах на аренду офисных помещений наилучшего и среднего качества менее выражена, хотя экономия не менее 20% может быть достигнута. Район West End в Лондоне остается наиболее дорогим в мире рынком для аренды офисных помещений наилучшего и среднего качества”. (Building.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version