Строительство и недвижимость в Украине и мире

Украина: Киев все плотнее застраивают торговыми центрами

Под конец года девелоперы спешат сдать в эксплуатацию новые объекты. Недавно на Лыбидской площади был открыт крупный ТРЦ Ocean Plaza, на очереди еще как минимум два: “Полярный” и второй в столице “Караван”. Впрочем, дефицит качественных торговых помещений с их появлением не исчезнет. Не стоит ожидать и снижения арендных ставок.

В течение декабря эксперты прогнозируют открытие в столице ТЦ “Полярный” на ул. Майорова, 2 (общая арендная площадь – 8,7 тыс. кв. м), и гипермаркета “Караван” на ул. Семьи Сосниных, 17 (7 тыс. кв. м). Первый из них войдет в состав многофункционального комплекса “Яркий” с уже действующим строительным гипермаркетом Leroy Merlin и строящимся жилым домом. В ТЦ будет продуктовый супермаркет “Амстор” (более 4 тыс. кв. м), торговая галерея, зона услуг, кафе и рестораны. Второй столичный “Караван” – это модернизированное здание ЗАО “Киев-Лада”.

Также близок к готовности ТРЦ “Мармелад” на ул. Борщаговской. Но до праздников там успеют открыть разве что супермаркет “Амстор” (5 тыс. кв. м), а все остальное – уже в 2013 г. Общая арендная площадь объекта составит 40 тыс. кв. м. На ней, помимо огромной бутиковой зоны, разместится один из самых крупных в столице детских развлекательных центров, фитнес-центр, боулинг, супермаркет электроники, первый в Украине профессиональный squash-клуб, фуд-корт и ресторанный дворик. Для красоты планируется сооружение двух водопадов высотой 20 м каждый.

На следующий год перенесено открытие ТРЦ “Гулливер” на Спортивной площади. Его общая торговая площадь составит около 29 тыс. кв. м, из которых супермаркеты займут 8 тыс. кв. м, а развлекательная зона – 24 тыс. кв. м. В ее состав войдут кафе, боулинг, английский паб, рестораны, фитнес-клуб с бассейном и кинотеатр на семь залов.

Новые объекты появляются не только в Киеве. В Херсоне на ул. Залаэгерсег, 18, в начале ноября пущена вторая очередь ТРЦ “Фабрика”. Его общая площадь – 22 тыс. кв. м, арендная – 15 тыс. кв. м. Помещения там сняли продавцы одежды и обуви, ювелирных изделий, разнообразные кафе быстрого питания. Для развлечений имеются шестизальный кинотеатр “Мультиплекс”, боулинг-клуб Lucky Strike, ледовый каток “Метеор”, роллердром “Вираж”, 5D-кинотеатр и т. п.

В Харькове на днях дебютирует ТРЦ “Французский бульвар” на ул. Академика Павлова, 44-б (общая площадь – 44 тыс. кв. м, арендная – 35,8 тыс. кв. м). В состав ТРЦ войдут супермаркет, 130 брэндовых магазинов, центр развлечений “Шато Ледо”, шестизальный кинотеатр, а также зал IMAX, боулинг-центр, многочисленные рестораны и кафе.

По словам директора департамента профессиональных услуг и инвестиций компании Knight Frank Kyiv Андрея Голубкова, несмотря на перенос сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов на 2013 г., пополнение рынка торговыми площадями в четвертом квартале весьма существенно, что, вероятнее всего, скажется на изменении зон охвата и на перераспределении потоков посетителей для некоторых действующих ТЦ.

При этом цены для постояльцев останутся стабильными. По сведениям компании DTZ, с октября 2011 г. по нынешний момент средние арендные ставки на торговые помещения площадью 100-300 кв. м в успешных ТЦ Киева колеблются в пределах $70-90/кв. м в месяц. Потолок для самых популярных объектов – $200/кв. м.

По оценкам DTZ, в 2013 г. ситуация не изменится. Это связано со сравнительно небольшим количеством качественных ритейлеров в стране, существенным объемом торговых помещений, заявленных к открытию в краткосрочной перспективе, а также рисками экономической нестабильности в мире и в Украине.

При этом, несмотря на относительно низкий уровень доходов населения страны, потенциал рынка торговой недвижимости остается высоким. В среднесрочной перспективе сегмент будет демонстрировать дальнейший рост. Ведь в течение последних двух лет в столице и в крупных городах были начаты активные работы по девелопменту нескольких масштабных объектов торговой недвижимости. Если они будут построены в соответствии с заявленными сроками, общий объем площадей к 2014 г. существенно увеличится.

Усиление конкуренции может привести к снижению арендных ставок, в частности, в классе некачественных по нынешним меркам торговых центров так называемого первого поколения.

В то же время отсутствие “критической массы” современных объектов торговой недвижимости в Украине является препятствием для выхода на украинский рынок ряда известных международных ритейлеров. По оценкам компании DTZ, открытие магазинов таких брэндов, как H&M, C&A, Deichmann, Debenhams и Peek&Cloppenburg, в ближайшем будущем маловероятно. (Ibud.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)

 

Exit mobile version