Строительство и недвижимость в Украине и мире

Грузия: обзор инвестиционных возможностей рынка недвижимости

Сильный экономический подъем, открытость и прозрачность бизнес-климата, а также поддержка правительства открывают новые возможности для инвестиций в недвижимость Грузии. Однако в стране существует ряд специфических особенностей, которые могут стать препятствием для иностранных инвесторов.

Согласно данным исследования компании Jones Lang LaSalle, Грузия имеет значительный потенциал в промышленном и логистическом секторах. Мартин Кантерс, один из авторов исследования Jones Lang LaSalle, обозначил основные проблемы и возможности рынка недвижимости Грузии. Он подчеркнул, что скептически относится к сегментам жилой и офисной недвижимости в Грузии.

Основной проблемой во всех сегментах грузинского рынка недвижимости является высокий процент собственного использования недвижимости. Так, например, в сегменте офисной недвижимости процент собственного пользования составляет 47% от общего объема современных офисных площадей. Квартиры в Грузии также используются для собственного проживания – более 90% населения Грузии проживает в собственных квартирах. В странах ЕС этот показатель составляет около 40%. Это одна из отличительных особенностей грузинского рынка недвижимости. В Грузии местные и международные компании, выходящие на рынок, в основном покупают площади для собственного использования, тогда как аренда офисов в Грузии для ведения бизнеса не пользуется большой популярностью. Из имеющихся в настоящее время 255870 кв. м офисных площадей 47% занято самими владельцами. С данной точки зрения, грузинскому рынку коммерческой недвижимости нужен более современный формат. Доля вакантных современных офисов в Грузии в настоящее время составляет 13%. Почти все современные офисы расположены в Тбилиси. В настоящее время в Грузии 75 тыс. человек работают в офисах, при этом из них только 20 тыс. человек работают в современных офисах. Несмотря на то, что наибольшим спросом пользуются небольшие уютные офисы, застройщики почему-то предпочитают строить большие помещения. Подобное несоответствие уже привело к кризису в сегменте офисной недвижимости в Дубае.

Другой проблемой, характерной для Грузии, является отсутствие современных зданий. В Грузии практически нет новых построенных современных зданий, отвечающих международным стандартам. Промышленный центр Грузии сконцентрирован вокруг Тбилиси и Рустави. Оцениваемый объем складских помещений в Грузии составляет порядка 608734 кв. м, из которых только 286736 кв. м могут быть классифицированы как современное пространство, хотя и не соответствующее европейским стандартам. Из этой суммы 80,6% площадей складских помещений находится в Тбилиси, остальные 19,4% – в Поти. В других районах страны современные промышленные пространства пока отсутствуют.

Рынок коммерческой торговой недвижимости весьма перспективен. На сегодняшний день он более или менее развит в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. Хотя и здесь наблюдается недостаток современных торговых центров. Общий объем предложения торговых площадей в этих трех городах оценивается почти в 700 тыс. кв. м. За пределами названных городов крупные торговые центры и вовсе отсутствуют. Сектор торговой недвижимости в Грузии имеет большой потенциал, но проблема заключается в очень низкой обеспеченностью современными торговыми площадями. Большинство торговых центров построено без соблюдения европейских стандартов и с отсутствием элементарных условий для труда, например, таких как кондиционирование помещений. Есть несколько местных сетей супермаркетов, но цены довольно высокие. Иногда цены даже выше, чем в странах Западной Европы. Это результат низкой конкуренции.

Сегмент гостиничной недвижимости в Грузии также недостаточно развит, несмотря на то, что поток туристов постоянно увеличивается. В 2011 г. число туристов в Грузии достигло 2,8 млн. человек, а число зарегистрированных в отелях туристов составило 853049 человек. На фоне высокого спроса предложение гостиничных номеров в Грузии остается недостаточным: в период с 2009 г. по 2011 г. спрос увеличился на 140%, тогда как объем предложения гостиничных мест повысился только на 38% (до 25833). В результате средний уровень заполняемости отелей в 2011 г. достиг 36%. 70% туристов приходится на Тбилиси и Батуми, которые являются основными туристическими центрами Грузии. Таким образом, сегмент гостиничной недвижимости Грузии имеет большой потенциал для инвестиций, особенно это касается двух- и трехзвездочных отелей. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)

 

Exit mobile version