Строительство и недвижимость в Украине и мире

ПРОГНОЗ: энергетические объекты в Польше станут “локомотивом” роста в строительной отрасли

Как считает аналитическая фирма “PMR”, сооружение энергетических объектов является в настоящее время единственным для строительной отрасли Польши способом преодоления спада, который она переживает вследствие сокращения инвестиций в строительство автомобильных дорог.

В настоящее время в энергетическом секторе страны в стадии строительства находятся объекты совокупной стоимостью 2,6 млрд. зл. (600 млн. евро), а в скором времени начнут также строиться объекты, общая стоимость которых оценивается в 17 млрд. зл. (4 млрд. евро). В 2010-2011 гг. компании указанного сектора упорно разрабатывали проекты, призванные повысить эффективность электростанций и ТЭЦ.

Эксперты “PMR” полагают, что строящиеся в настоящее время объекты символизируют лишь начало повышательной тенденции в энергетическом строительстве Польши. Ниже приводится их прогноз инвестиций в данный сектор до 2022 г. в распределении по стадиям строительства объектов:

  Млрд. зл.
В процессе строительства 2,6
Законтрактованные 17,1
В стадии проведения торгов 38,4
В стадии подготовки к торгам 64,9
В стадии планирования 18,8

Совокупная мощность объектов, по которым уже заключены контракты и строительство которых начнется в ближайшее время, превысит 3 тыс. МВт, из которых около 75% придется на три крупных проекта: новый блок на ТЭС в Рыбнике (стоимость – 5,7 млрд. зл.) и два блока на станции в Ополе (9,4 млрд. зл.). В качестве топлива на блоках будет использоваться антрацит, а их ввод в эксплуатацию состоится в 2017-2018 гг. Кроме того, к данной категории объектов относятся новые газовые блоки на станции комбинированного производства тепла и электроэнергии в Сталёва-Воля; стоимость этого проекта – 1,6 млрд. зл.

В долгосрочной перспективе положительное воздействие энергетических проектов на объемы строительных работ в Польше еще более возрастет. Основой этого роста станут объекты, находящиеся в настоящее время в стадии проведения торгов; их общее число составляет 14, а стоимость – более 38 млрд. зл. Крупнейшими из них являются ТЭС “Polnoc” (инвестор – “Kulczyk Investments”, стоимость – 12 млрд. зл.) и блок на ТЭС в Яворжно (“Tauron”, 5 млрд. зл.). Быстрее других в данной категории объектов вступит в эксплуатацию блок на ТЭС в Козенице, подрядчик для которого уже выбран. Им стал консорциум, состоящий из “Hitachi Power Europe” (ФРГ) и “Polimex-Mostostal” (Польша). На торгах компании определили стоимость проекта примерно в 5 млрд. зл. и намерены его осуществлять в 2013-2016 гг.

В стадии подготовки к торгам находится первая в Польше АЭС, сооружение которой обойдется, по оценке, в 40 млрд. зл. Различные аспекты этого строительства изучались в течение нескольких лет, и сейчас формулируются правовые нормы, необходимые для развития атомной энергетики в стране.

Недавно было сообщено о том, что договоренности о совместном финансировании строительства атомной станции достигли польские компании “PGE”, “KGHM”, “Enea” и “Tauron”. Однако тип реактора для АЭС пока не определен, а объявление о процедуре торгов на ее сооружение переносилось уже несколько раз.

Задержки в осуществлении планируемых проектов характерны для всего энергетического сектора Польши, а не только его атомного сегмента. Их основными причинами называют недостаточный опыт инвесторов в подготовке столь сложных проектов и нехватка персонала, вовлеченного в эту подготовку как со стороны финансирующих компаний, так и потенциальных подрядчиков. Задержкам содействует и тот факт, что главным акционером в крупных энергетических компаниях является государство, в связи с чем очередность в осуществлении проектов, а также решения о том, выполнять данный проект или нет, зависят в основном от политических соображений. В результате сроки работ значительно возрастают, что, правда, не обязательно влечет катастрофические последствия для строительной отрасли, ибо интенсивное осуществление слишком большого числа энергетических проектов может ее дестабилизировать. Нечто подобное произошло в секторе строительства жилья в 2006-2008 гг. и секторе сооружения автомобильных дорог в 2010-2012 гг.

Нужно также иметь в виду, что не все запланированные объекты  достигнут стадии строительства, так как многие из них, по мнению “PMR”, конкурируют друг с другом. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ, мире)

 

Exit mobile version