После двух лет падения, обусловленного глобальным экономическим кризисом, продажи строительного оборудования в Индии в 2010 г. возросли по сравнению с 2009 г. на 45%, до 54,8 тыс. ед. Это стало возможным благодаря значительному спросу со стороны внутреннего рынка, порожденному осуществлением крупных инфраструктурных проектов.
В 2011 г. продажи вновь увеличились (до 72,2 тыс. ед.), но затем, как отмечают аналитики, на них стали негативно влиять последствия неправильного управления экономикой и нерешительности правительства в рассмотрении ряда важных политических вопросов. В этой связи ожидать увеличения спроса в 2012 г. вряд ли возможно; скорее всего, он уменьшится примерно на 1%.
В первой половине года продажи строительной техники в Индии сократились по сравнению с тем же периодом 2011 г. на 4%. При этом их структура осталась неизменной, ибо 84% проданных машин (против 83% в январе-июне 2011 г.) приходилось на погрузчики с обратной лопатой, гусеничные экскаваторы и самоходные краны.
Из техники, спрос на которую характеризуется значительными объемами, возросли только (на 9%) продажи гусеничных экскаваторов; всех остальных машин было продано меньше или примерно столько же, сколько в первом полугодии 2011 г.
Продажи мини-экскаваторов увеличились в наибольшей степени (на 41%), но этот рост произошел с очень низкой базы. Самоходных кранов и колесных погрузчиков было продано соответственно на 20% и 25% меньше, а погрузчиков с бортовым поворотом – на 14% больше.
В группе машин, использующихся в основном в горнодобывающей промышленности, сократились продажи гусеничных бульдозеров и самосвалов с жесткой рамой (на 22% и 34% соответственно), а в группе дорожной техники – асфальтоукладчиков, дорожных катков и автогрейдеров (на 5%, 11% и 32%). Если в первом полугодии 2011 г. совокупная доля трех последних видов машин в общем видимом потреблении строительного оборудования в Индии составляла почти 6%, то в январе-июне 2012 г. она снизилась до 5%.
Однако в 2013 г. рост спроса возобновится, что в значительной степени будет связано с осуществлением инфраструктурных проектов, предусмотренных текущим пятилетним планом развития экономики Индии. С апреля 2012 г. по март 2017 г. правительство страны намерено инвестировать в данные проекты сумму, эквивалентную почти $1 трлн. Это будут самые крупные для всех пятилетних планов инвестиции, которые должны очень благотворно сказаться на индийском строительном машиностроении.
Аналитики считают, что изыскание денежных средств для выполнения столь амбициозных программ не станет большой проблемой, если спонсируемые правительством проекты будут управляться правильно. Кроме того, должно расшириться участие в инфраструктурном строительстве частных компаний, которые уже достаточно основательно представлены в сооружении автомобильных дорог, морских портов, объектов гражданской авиации и недвижимости. Стал более открытым для указанных компаний и энергетический сектор, находившийся всего несколько лет назад под практически полным контролем государства.
Пока же рост продаж строительного оборудования в Индии остановился, ибо продолжавшиеся уже более двух лет политические и финансовые разногласия в коалиционном правительстве привели к замедлению темпов развития экономики страны и задержкам в осуществлении нескольких инфраструктурных проектов. Кроме того, негативно сказываются медленное рассмотрение правительством вопросов, связанных с приобретением земельных участков и воздействием планируемых проектов на окружающую среду, а также увеличение издержек производства, повышение цен на топливо и рост ставок по кредитам.
Однако долгосрочные перспективы развития индийского рынка строительного оборудования представляются аналитикам фирмы Off-Highway Research вполне благоприятными.
2011 г., ед. | 2012 г., оценка, ед. | 2013 г., прогноз, ед. | 2014 г., прогноз, ед. | 2015 г., прогноз, ед. | 2016 г., прогноз, ед. | |
Автогрейдеры | 528 | 375 | 550 | 625 | 700 | 775 |
Автопогрузчики повышенной проходимости | 26 | 25 | 40 | 50 | 70 | 100 |
Асфальтоукладчики | 738 | 700 | 900 | 950 | 1025 | 1100 |
Гусеничные бульдозеры | 468 | 400 | 550 | 600 | 700 | 800 |
Гусеничные погрузчики | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Гусеничные экскаваторы | 14940 | 16500 | 22000 | 26000 | 33000 | 40000 |
Дорожные катки | 2494 | 2800 | 3500 | 4000 | 4500 | 5000 |
Колесные погрузчики | 2446 | 2100 | 2800 | 3200 | 3800 | 4500 |
Колесные экскаваторы | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Мини-экскаваторы | 215 | 250 | 300 | 375 | 450 | 550 |
Передвижные компрессоры | 4299 | 4100 | 5000 | 5500 | 6000 | 6500 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 504 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 |
Погрузчики с обратной лопатой | 33595 | 33500 | 36500 | 38000 | 39000 | 40000 |
Самосвалы с жесткой рамой | 575 | 375 | 575 | 650 | 750 | 800 |
Самосвалы с сочлененной рамой | 8 | 10 | 15 | 20 | 20 | 20 |
Самоходные краны | 11306 | 9500 | 11500 | 12000 | 12500 | 13000 |
Итого | 72162 | 71255 | 84950 | 92790 | 103435 | 114165 |