Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: рынок строительных материалов и конструкций в 2010-2012 гг.

После того, как рынок строительных материалов в России в 2008-2009 гг. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса сократился на 30%, в 2010 г. в отрасли началось медленное оживление. В 2011 г. после многочисленных отсрочек начали работу многие заводы. Новые производственные мощности позволят существенно увеличить объем производства многих строительных материалов, в том числе кирпичей – на 230 млн. шт., железобетонных конструкций – на 87 тыс. куб. м, теплоизоляционных материалов – на 100 тыс. куб. м . По данным Министерства регионального развития РФ, государство готово оказывать поддержку предприятиям отрасли как в виде софинансирования проектов, так и путем размещения заказов на изготовление продукции. Общий объем инвестиций (как государственных, так и частных), направленных на расширение производственных мощностей и модернизацию предприятий отрасли, по данным министерства, до 2020 г. может составить 1,56 млрд. руб.

В России, ввиду увеличения объемов строительного производства, растущей потребности эксплуатируемых помещений в современных оконных конструкциях и повышения покупательной способности населения рынок окон из ПВХ относится к числу наиболее перспективных. Несмотря на расширение производства этой продукции, в 2010 г. и 2011 г. составившего 25% и 12,1% соответственно (в 2011 г. – 20,5 млн. кв. м), в прошлом году более половины внутренних потребностей было обеспечено за счет импорта. По оценке агентства O.K.N.A. Marketing, в 2011 г. спрос на окна из ПВХ в России составил 44 млн. кв. м. По прогнозам экспертов, рынок пластиковых окон достигнет стадии насыщения лишь к 2025 г.

В 2011 г. наряду с увеличением спроса отмечалось также быстрое подорожание этой продукции. Так, средняя цена окна из ПВХ в июле 2011 г. возросла по сравнению с июнем того же года на 1,8%, до 4,7 тыс. руб./кв. м, в августе по сравнению с предыдущим месяцем – на 4%, до 7,6 тыс. руб./кв. м, включая услуги по доставке и монтажу. Производство деревянных окон, напротив, в 2010-2011 гг. сократилось на 20,3%, до 0,97 млн. кв. м.

В 2011 г. выпуск дверей из ПВХ вырос на 25,6% (до 1,14 млн. кв. м) к уровню 2010 г., а деревянных дверей – сократился на 6,4%, до 9,1 млн. кв. м.

Несмотря на то, что рынок ДСП и МДФ в России достаточно молодой и относится к числу рынков с высокой долей риска, некоторые предприятия инвестируют в строительство заводов по производству этой продукции. При этом импорт древесных плит вырос с 297 тыс. куб. м в 2010 г. до 400 тыс. в 2011 г.

К наиболее крупным компаниям отрасли относится фирма “Кроношпан”, которая является филиалом крупного международного концерна. Технология производства, используемая данным предприятием, позволяет перерабатывать низкосортную технологическую древесину и отходы древесного производства для получения нового качественного продукта. В 2012 г. начал работу завод “Кроношпан” по производству плитных материалов, в том числе ДСП, МДФ, ХДФ и других в Егорьевске. Первоначально его производительность составит 250 тыс. куб. м в год.

Строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB) в Петрозаводске, согласно приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 22 апреля 2011 г., включено в перечень приоритетных проектов. Производительность завода составит 300 тыс. куб. м в год. Реализация проекта будет осуществляться до 2024 г., но первая линия начнет работу уже в текущем году.

На российском рынке по-прежнему наблюдается тенденция к вытеснению труб из традиционных материалов, в том числе железобетонных, чугунных и медных, трубами из ПВХ, основными сферами применения которых являются: водоснабжение – 36%, газоснабжение – 32%, канализация – 20%, электрические коммуникации – 8,5%. По данным статистической службы России, производство труб из ПВХ, рукавов и соединителей возросло с 344 тыс. т в 2010 г. до 511 тыс. в 2011 г., что соответствовало приросту в 46%. Многочисленные проекты в сфере водоснабжения и канализации, реализуемые на территории всей страны, оказывают существенное положительное влияние на развитие отрасли. До 2015 г. российское правительство намерено инвестировать более 42 млрд. руб. в эту сферу, так как 65% трубопроводов в стране находятся в крайне изношенном состоянии и требуют срочной замены. Российский рынок труб из ПВХ является одним из наиболее перспективных, так как на долю этой продукции в стране приходится лишь 10% спроса на трубы против 30% в Европе.

После того, как в 2010 г. производство листового стекла в России, по данным статистического ведомства “Росстат”, увеличилось на 13,8%, до 189 млн. кв. м, в 2011 г. оно сократилось на 4,1%, до 141 млн. кв. м.

В последние несколько лет потребность в теплоизоляционных материалах в России составляла в среднем 20-25 млн. куб. м. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы рынок будет быстро расти (на 10% в год), что обусловлено подъемом в строительной отрасли и ужесточением требований по энергосбережению и теплозащите зданий (в этот период энергопотребление может быть снижено на 40%).

В феврале начал работу завод по производству теплоизоляционных материалов из каменной ваты “Роквул Волга” в Елабуге. Инвестиции в предприятие, имеющее самую мощную линию по производству минеральной ваты в мире (110 тыс. т в год), составили $150 млн. Для датской компании, занимающейся производством этой продукции с 1937 г., этот завод уже четвертый в России. Продукция “Роквул Волга” будет поставляться в Приволжский регион, на Урал, в Сибирь и Казахстан.

Американская компания планирует строительство завода по производству напольных и настенных покрытий, а также подвесных потолков Armstrong в особой экономической зоне “Елабуга”. Предприятие, инвестиции в которое оцениваются в 2,3 млрд. руб., начнет работу в 2015 г.

В настоящее время компания “Ураласбест” осуществляет строительство второй линии по производству энергоэффективных теплоизоляционных материалов в Свердловской области. После завершения работ общая мощность завода составит 85-86 тыс. т в год (потребность в этой продукции в регионе составляет 118 тыс. т). После реализации данного проекта руководство компании планирует дальнейшее расширение предприятия.

В последние два года наблюдался быстрый рост российского рынка цемента, который в 2010 г. составил 15%, в 2011 г. – 11% (до 55,9 млн. т). По прогнозу Министерства регионального развития, производство цемента до 2020 г. увеличится на 50,6% по сравнению с 2010 г. и составит 90 млн. т. Средняя цена на цемент на Московской товарной бирже в 2011 г. выросла на 20% и составила 4,3 тыс. руб./т, после чего темпы роста замедлились, что было вызвано сезонным сокращением объемов строительного производства.

В сфере производства гипсокартона приоритетным проектом является строительство комплекса, состоящего из завода по производству гипсокартона (30 млн. кв. м в год) и гипсового карьера (300 тыс. т в год) на базе Гомзовского месторождения гипса в Нижегородской области, принадлежащего французскому концерну Saint-Gobain. Комбинат, инвестиции в который оцениваются в 4 млрд. руб., начнет работу в конце 2012 г.

Характеристики российского строительного рынка в 2010 – 2011 гг.

  2010 г. 2011 г.
Стоимость строительных работ, млрд. руб. 4206,0 5061,8
Количество занятых в отрасли (тыс. человек) 197,507
Число построенных зданий, тыс. единиц 216,5 223,8
 Жилые 200,5 210,9
 Промышленные 16,0 12,9
Общая площадь построенных зданий, млн. кв. м 379,4 407,7
 Жилые, млн. кв. м 58,1 62,3
Производство строительных материалов
 Напольная керамическая плитка, млн. кв. м 70,0 77,6
 Оконное стекло, млн. кв. м 147 141
 Кирпич, млрд. шт. 5,0 6,1
 Цемент, млн. т 50,4 56,1
 Железобетонные конструкции, млн. куб. м 20,3 22,9
 Строительные растворы, тыс. куб. м 2736 2775
 Трубы, рукава и соединители, тыс. т 350 511
 Стальные трубы, млн. т 9,1 10,0
 Линолеум, млн. кв. м 59,2
Строительство водопроводных систем, тыс. км 1,6 1,8
Строительство канализационных систем, км 353,0 295,7
Строительство улиц с асфальтовым покрытием, тыс. км 2,149 1,674

Источник: Федеральная статистическая служба.

В 2011 г. наблюдалось оживление на российском рынке напольных покрытий. По данным исследовательского института NeoAnalytics, общий объем продаж в этот период увеличился по сравнению с предыдущим годом на 20%, до $130 млн. Производство керамической напольной плитки в 2011 г. выросло на 18,5%, до 77,6 млн. кв. м (облицовочной плитки – на 7,3%, до 59,2 млн. кв. м). Оборот рынка ламината в 2010 г. вырос на 40%, до 24 млн. кв. м. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)

 

Exit mobile version