Строительство и недвижимость в Украине и мире

Европа: рынок торговой недвижимости в 2011 г.

В половине европейских стран в 2011 г. открыто больше торговых центров, чем в 2010 г. На 1 июля 2011 г. общий объем предложения торговых площадей в Европе составил 135,1 млн. кв. м.

Согласно последнему отчету компании “Cushman & Wakefield”, в ближайшем будущем в Европе будет наблюдаться увеличение объема вводимых торговых площадей. Хотя на протяжении последних нескольких лет строительство торговых центров в большинстве стран Европы было заморожено, активизация спроса со стороны ритейлеров и беспокойство о потенциальной нехватке высококачественных торговых площадей постепенно восстанавливают работу девелоперов.

В I полугодии 2011 г. было введено в эксплуатацию более 2,1 млн. кв. м новых торговых площадей (столько же, сколько за аналогичный период 2010 г.), из которых 90% приходится на новые объекты (71 торговый центр), а оставшиеся 10% – на расширение существующих объектов. Если все заявленные проекты будут введены в эксплуатацию вовремя, то общий объем введенных торговых площадей в 2011 г. будет на 26% больше, чем показатели 2010 г. В 2010 г. в Европе было построено 5,4 млн. кв. м новых торговых площадей, что на 29% меньше, чем в 2009 г., что является самым низким показателем с 2004 г.

Как и в прошлые периоды, в I полугодии 2011 г. большинство центров (58%) открывались в Центральной и Восточной Европе, при этом наибольшая девелоперская активность приходится на Россию, Турцию и Польшу. Самым крупным проектом, введенным в этот период, стал “Marmara Forum” в Стамбуле площадью 156 тыс. кв. м. В России было введено около 400 тыс. кв. м торговых площадей, что составляет почти 1/5 всего европейского объема. На Москву приходится 36% новых торговых площадей, большинство проектов открылись в регионах – Новосибирске, Ярославле, Казани и Санкт-Петербурге. В Западной Европе самые крупные объемы введенных торговых площадей зафиксированы в Италии и Испании.

Россия занимает первое место по объему введенных площадей в Европе по итогам I полугодия 2011 г. – 404 тыс. кв. м торговых площадей, и будет оставаться на этом месте по итогам 2011-2012 гг. – за этот период планируются к вводу 2,9 млн. кв. м торговых площадей.

Торговые центры, открытые в России в 2011 г. (январь-сентябрь)

Город Название Общая площадь, тыс. кв. м Открытие (квартал)
Казань Южный 46,8 III
Санкт-Петербург Осиновая Роща 1 фаза 40,0 II
Москва AFImall City 114,2 I
Санкт-Петербург City Mall 29,1 I
Новосибирск Sun City 30,0 II
Ярославль RIO 53,0 III
Оренбург Gulliver 40,2 III
Новосибирск Аура 60,4 I
Москва Монарх 16,0 I
Москва Северное сияние 15,0 II
Энгельс Лазурный 15,7 I
Люберцы Гренада 13,0 III
Петрозаводск Тетрис 13,4 II

Источник: данные “Cushman & Wakefield”.

В 2012 г. ожидается ввод 5,8 млн. кв. м торговых площадей по всей Европе, однако эта цифра в большей степени будет зависеть от спроса арендаторов и экономической ситуации. На Россию и Турцию приходится 41% объема площадей, открытых во II полугодии 2011 г. и планируемых к вводу в 2012 г. В России к концу 2012 г. планируются к открытию около 3 млн. кв. м новых площадей, включая крупные проекты с площадью более 100 тыс. кв. м, в Краснодаре, Уфе и Самаре. В Турции в стадии строительства находится 800 тыс. кв. м, большинство из которых сконцентрировано в Стамбуле. В Западной Европе лидерами по объему ввода новых площадей во II полугодии 2011-2012 гг. станут Италия и Франция.

Торговые центры, введенные и планируемые к вводу в 2011-2013 гг.

Страна Город Название Общая площадь, тыс. кв. м Ввод в эксплуатацию
Великобритания Лондон Stratford City 176,5 2011 г.
Россия Краснодар OZ Mall 163,0 2011 г.
Испания Сарагоса Puerto Venecia 123,5 2012 г.
Россия Уфа MEGA Ufa 114,7 2011 г.
Россия Самара MEGA Samara 102,0 2011 г.
Турция Стамбул Marmara Park 100,0 2012 г.
Словения Любляна Sportni Park Stozice 96,3 2012 г.
Италия Гориция Villesse Shopping 90,0 2013 г.
Турция Стамбул IspartaKule 85,0 2012 г.
Хорватия Загреб Supernova Zagreb 80,0 2012 г.
Россия Санкт-Петербург Leto 77,7 2011 г.
Россия Нижний Новгород Небо 75,0 2012 г.
Россия Пермь Торговый центр на ул. Спешилова 75,0 2012 г.
Россия Тюмень Торговый центр на ул. Мельникайте 75,0 2012 г.

В то же время, в ряде стран, особенно в Германии и Великобритании, девелоперы ведут себя достаточно пассивно. В Германии объемы вводимых торговых площадей в 2011-2012 гг., скорее всего, будут самыми низкими за последние 20 лет. В Великобритании был введен один крупный центр Westfield Stratford City (176,5 тыс. кв. м), на который пришлось 81% строительства во II полугодии прошлого года. В текущем году объем ввода новых площадей в Великобритании будет минимальным за последние 50 лет.

Объем инвестиций в торговую недвижимость Европы в I полугодии 2011 г. составил 19,8 млрд. евро, что на 4% меньше, чем во II полугодии 2010 г., и на 9% больше, чем в I полугодии. На торговую недвижимость приходится около 35% инвестиций, что на 33% больше, чем в 2010 г.

В Германии, Швеции, России, Турции и ряде небольших стран Центральной и Восточной Европы наблюдается тенденция к увеличению объема инвестиций в торговую недвижимость. В Германии объем инвестиций в 2011 г. вырос на 37% по сравнению с 2010 г., Швеции – на 91%. В России, Турции и Италии самый большой объем торговых сделок с 2007-2008 гг. был зафиксирован в I квартале 2011 г.

Эксперты “Cushman & Wakefield” отмечают в большинстве стран Европы значительный спад активности. В абсолютных величинах самое крупное падение было зафиксировано в Испании: объем инвестиций в I полугодии 2011 г. был на 1,2 млрд. евро ниже, чем в аналогичный период 2010 г., что в процентном соотношении составляет 79%. В Норвегии, Франции и Нидерландах объем инвестиций сократился на 73%, 36% и 50% соответственно.

Руководитель отдела международных инвестиций в торговую недвижимость “Cushman & Wakefield” М. Рода отмечает, что “инвесторы сфокусированы на Великобритании, Франции, Германии, странах Центральной и Восточной Европы и Швеции. Мы видим значительное сокращение ставки доходности в Польше в 2011 г., но другие рынки не привлекают к себе почти никакого внимания. Финансирование сделок становится все более проблематичным, что приводит к срыву части сделок. Однако растет доля сделок, финансирование которых осуществляется из других источников, например, совместных инвестиционных фондов”. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ, мире)

 

Exit mobile version