В половине европейских стран в 2011 г. открыто больше торговых центров, чем в 2010 г. На 1 июля 2011 г. общий объем предложения торговых площадей в Европе составил 135,1 млн. кв. м.
Согласно последнему отчету компании “Cushman & Wakefield”, в ближайшем будущем в Европе будет наблюдаться увеличение объема вводимых торговых площадей. Хотя на протяжении последних нескольких лет строительство торговых центров в большинстве стран Европы было заморожено, активизация спроса со стороны ритейлеров и беспокойство о потенциальной нехватке высококачественных торговых площадей постепенно восстанавливают работу девелоперов.
В I полугодии 2011 г. было введено в эксплуатацию более 2,1 млн. кв. м новых торговых площадей (столько же, сколько за аналогичный период 2010 г.), из которых 90% приходится на новые объекты (71 торговый центр), а оставшиеся 10% – на расширение существующих объектов. Если все заявленные проекты будут введены в эксплуатацию вовремя, то общий объем введенных торговых площадей в 2011 г. будет на 26% больше, чем показатели 2010 г. В 2010 г. в Европе было построено 5,4 млн. кв. м новых торговых площадей, что на 29% меньше, чем в 2009 г., что является самым низким показателем с 2004 г.
Как и в прошлые периоды, в I полугодии 2011 г. большинство центров (58%) открывались в Центральной и Восточной Европе, при этом наибольшая девелоперская активность приходится на Россию, Турцию и Польшу. Самым крупным проектом, введенным в этот период, стал “Marmara Forum” в Стамбуле площадью 156 тыс. кв. м. В России было введено около 400 тыс. кв. м торговых площадей, что составляет почти 1/5 всего европейского объема. На Москву приходится 36% новых торговых площадей, большинство проектов открылись в регионах – Новосибирске, Ярославле, Казани и Санкт-Петербурге. В Западной Европе самые крупные объемы введенных торговых площадей зафиксированы в Италии и Испании.
Россия занимает первое место по объему введенных площадей в Европе по итогам I полугодия 2011 г. – 404 тыс. кв. м торговых площадей, и будет оставаться на этом месте по итогам 2011-2012 гг. – за этот период планируются к вводу 2,9 млн. кв. м торговых площадей.
Торговые центры, открытые в России в 2011 г. (январь-сентябрь)
Город | Название | Общая площадь, тыс. кв. м | Открытие (квартал) |
Казань | Южный | 46,8 | III |
Санкт-Петербург | Осиновая Роща 1 фаза | 40,0 | II |
Москва | AFImall City | 114,2 | I |
Санкт-Петербург | City Mall | 29,1 | I |
Новосибирск | Sun City | 30,0 | II |
Ярославль | RIO | 53,0 | III |
Оренбург | Gulliver | 40,2 | III |
Новосибирск | Аура | 60,4 | I |
Москва | Монарх | 16,0 | I |
Москва | Северное сияние | 15,0 | II |
Энгельс | Лазурный | 15,7 | I |
Люберцы | Гренада | 13,0 | III |
Петрозаводск | Тетрис | 13,4 | II |
Источник: данные “Cushman & Wakefield”.
В 2012 г. ожидается ввод 5,8 млн. кв. м торговых площадей по всей Европе, однако эта цифра в большей степени будет зависеть от спроса арендаторов и экономической ситуации. На Россию и Турцию приходится 41% объема площадей, открытых во II полугодии 2011 г. и планируемых к вводу в 2012 г. В России к концу 2012 г. планируются к открытию около 3 млн. кв. м новых площадей, включая крупные проекты с площадью более 100 тыс. кв. м, в Краснодаре, Уфе и Самаре. В Турции в стадии строительства находится 800 тыс. кв. м, большинство из которых сконцентрировано в Стамбуле. В Западной Европе лидерами по объему ввода новых площадей во II полугодии 2011-2012 гг. станут Италия и Франция.
Торговые центры, введенные и планируемые к вводу в 2011-2013 гг.
Страна | Город | Название | Общая площадь, тыс. кв. м | Ввод в эксплуатацию |
Великобритания | Лондон | Stratford City | 176,5 | 2011 г. |
Россия | Краснодар | OZ Mall | 163,0 | 2011 г. |
Испания | Сарагоса | Puerto Venecia | 123,5 | 2012 г. |
Россия | Уфа | MEGA Ufa | 114,7 | 2011 г. |
Россия | Самара | MEGA Samara | 102,0 | 2011 г. |
Турция | Стамбул | Marmara Park | 100,0 | 2012 г. |
Словения | Любляна | Sportni Park Stozice | 96,3 | 2012 г. |
Италия | Гориция | Villesse Shopping | 90,0 | 2013 г. |
Турция | Стамбул | IspartaKule | 85,0 | 2012 г. |
Хорватия | Загреб | Supernova Zagreb | 80,0 | 2012 г. |
Россия | Санкт-Петербург | Leto | 77,7 | 2011 г. |
Россия | Нижний Новгород | Небо | 75,0 | 2012 г. |
Россия | Пермь | Торговый центр на ул. Спешилова | 75,0 | 2012 г. |
Россия | Тюмень | Торговый центр на ул. Мельникайте | 75,0 | 2012 г. |
В то же время, в ряде стран, особенно в Германии и Великобритании, девелоперы ведут себя достаточно пассивно. В Германии объемы вводимых торговых площадей в 2011-2012 гг., скорее всего, будут самыми низкими за последние 20 лет. В Великобритании был введен один крупный центр Westfield Stratford City (176,5 тыс. кв. м), на который пришлось 81% строительства во II полугодии прошлого года. В текущем году объем ввода новых площадей в Великобритании будет минимальным за последние 50 лет.
Объем инвестиций в торговую недвижимость Европы в I полугодии 2011 г. составил 19,8 млрд. евро, что на 4% меньше, чем во II полугодии 2010 г., и на 9% больше, чем в I полугодии. На торговую недвижимость приходится около 35% инвестиций, что на 33% больше, чем в 2010 г.
В Германии, Швеции, России, Турции и ряде небольших стран Центральной и Восточной Европы наблюдается тенденция к увеличению объема инвестиций в торговую недвижимость. В Германии объем инвестиций в 2011 г. вырос на 37% по сравнению с 2010 г., Швеции – на 91%. В России, Турции и Италии самый большой объем торговых сделок с 2007-2008 гг. был зафиксирован в I квартале 2011 г.
Эксперты “Cushman & Wakefield” отмечают в большинстве стран Европы значительный спад активности. В абсолютных величинах самое крупное падение было зафиксировано в Испании: объем инвестиций в I полугодии 2011 г. был на 1,2 млрд. евро ниже, чем в аналогичный период 2010 г., что в процентном соотношении составляет 79%. В Норвегии, Франции и Нидерландах объем инвестиций сократился на 73%, 36% и 50% соответственно.
Руководитель отдела международных инвестиций в торговую недвижимость “Cushman & Wakefield” М. Рода отмечает, что “инвесторы сфокусированы на Великобритании, Франции, Германии, странах Центральной и Восточной Европы и Швеции. Мы видим значительное сокращение ставки доходности в Польше в 2011 г., но другие рынки не привлекают к себе почти никакого внимания. Финансирование сделок становится все более проблематичным, что приводит к срыву части сделок. Однако растет доля сделок, финансирование которых осуществляется из других источников, например, совместных инвестиционных фондов”. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ, мире)