Строительство и недвижимость в Украине и мире

Турция: рынок стройматериалов в 2011 г.

В 2011 г. в Турции наблюдался подъем рынка строительных материалов. В первом квартале 2011 г. спрос на них вырос на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. В 2010 г., согласно данным информационного агентства YEM, оборот турецкого рынка стройматериалов, охватывающего 135 товарных групп, увеличился  по сравнению с 2009 г. на 11,5% и составил $23 млрд., а по оценке отраслевого объединения IMSAD, он достигает в среднем 27 млрд. евро в год. В ближайшие 5 лет, по прогнозам, темпы роста внутреннего рынка останутся прежними. Необходимо отметить усиление роли зарубежных рынков: в настоящее время 45- 50% турецкого экспорта приходится на регион MENA (Ближний и Средний Восток и Северная Африка).

Производство цемента в Турции в 2011 г. было стабильным. Цена на портландцемент, в начале 2011 г. составившая 100 тур. лир/т (45 евро/т), в августе возросла до рекордных 150 тур. лир/т (60 евро/т). Несмотря на подорожание, спрос на этот материал постоянно растет, что способствует увеличению инвестиционной активности в Турции. Третий по объему выпускаемой продукции в стране производитель цемента Limak Cimento в августе 2011 г. объявил о своем намерении в ближайшие три года инвестировать $300 млн. в строительство заводов, общая мощность которых будет достигать 8,5 млн. т в год. Еще одним проектом компании является сооружение цементного завода стоимостью $100 млн. в Эргани (провинция Диярбакыр). В настоящее время около 30% продукции, выпускаемой Limak Cimento, экспортируется в Ирак.

Компания Adana Cimento планирует инвестиции в размере $80 млн. в строительство завода по производству клинкера в Искендеруне.

Строительство, начавшееся осенью 2011 г., продолжится еще 2 года. Общая производительность заводов компании, выпускающих цемент, составляет 5,5 млн. т в год, клинкер – 2,3 млн. т (после введения в эксплуатацию нового завода она достигнет 3,3 млн.).

Характеристика цементного рынка

  Январь-июнь 2010 г., млн. т Январь-июнь 2011 г., млн. т Январь-июнь 2011 г. к январю-июню 2010 г., %
Производство 30,1 30,6 101,1
Сбыт 22,0 24,8 111,6
Экспорт
  Цемент 8,2 5,9 72,6
  Клинкер 1,0 1,1 117,3

Источник: TCMB.

Согласно оценке отраслевого объединения Katki Ureticileri Birligi (KUB), оборот турецкого рынка химикатов для строительных материалов, в том числе добавок к бетону и строительным растворам, составляет в среднем 100 млн. евро в год, плиточного клея и шпатлевки – 80 млн., растворов для газобетона, укладки природного камня и мрамора, а также гидроизоляционных материалов – 500 млн. В 2009 г. объем их сбыта достиг 292 тыс. т, 800 тыс. и 2 млн. соответственно. Экспорт строительных химикатов (в основном в страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки) в этот же период оценивался в $314 млн.

По оценке отраслевого объединения Insaat Malzemesi Sanayicileri Dernegi (IMSAD), рост турецкого рынка строительных химикатов составляет в среднем 10-15% в год. Некоторые национальные предприятия, ориентированные на внешний рынок, осуществляют инвестиции за рубежом. Так, компания Kalekim, владеющая четырьмя заводами в Турции и одним в России общей производительностью 700 тыс. т в год, в 2011 г. инвестировала $10 млн. в предприятие, расположенное в Саудовской Аравии, с целью увеличить его производительность на 100 тыс. т.

В ближайшие годы, согласно прогнозам, ожидается быстрый рост рынка облицовочных и изолирующих материалов – до 1 млн. евро, что соответствует приросту почти на 100%. В отрасли функционируют около 300 предприятий (большинство – средние и малые), в основном ориентированные на внутренний рынок. В ближайшее время, как ожидается, усилится интерес иностранных компаний к турецкому рынку, что приведет к оживлению инвестиционной деятельности, а также повышению роли научно-исследовательских работ в этом секторе, что связано с ужесточением экологических норм в стране.

Ведущий производитель газобетонных блоков в Турции Ytong в сентябре 2011 г. начал работы по расширению производственных мощностей. Производительность завода в Биледжике, в 2008 г. составившая 130 тыс. т в год, после завершения реконструкции достигнет 400 тыс. т, а суммарная производительность заводов Ytong, расположенных в городах Биледжик, Стамбул, Текирдаг, Анталия и Газиантеп, – 1,5 млн. т. В долгосрочной перспективе руководство компании планирует дальнейшее расширение производственных мощностей завода в Биледжике (до 800 тыс. т). В случае успешной реализации этого амбициозного плана предприятие станет крупнейшим по производству газобетонных блоков в мире.

В Турции отмечается рост использования пенных блоков благодаря их высоким тепло- и шумоизоляционным качествам. По данным отраслевого объединения Bims Sanayicileri Dernegi, в 2010 г. в стране на 85 предприятиях было произведено 54 млн. кв. м этой продукции, из которой 80% были использованы при осуществлении строительных работ, а оставшиеся – в основном в текстильной промышленности.

Компания Izocam в 2010-2013 гг. намерена инвестировать 53 млн. тур. лир (21 млн. евро) в строительство нового завода по производству экструдированного пенополистирола в Дюздже производительностью 350 тыс. куб. м в год (производительность действующего предприятия – 370 тыс. куб. м), расширение производственных мощностей завода по производству минеральной ваты в Гебзе с 50 тыс. до 75 тыс. т в год, а также сооружение дополнительной производственной линии на заводе по производству экструдированного пенополистирола в Гебзе – Диловасы (производительность до модернизации – 160 тыс. куб. м). Помимо этих предприятий Izocam владеет заводами в

Тарсусе (производство стекловаты), Гебкиме (XPS) и Эскишехире (теплоизоляция из вспененного каучука, полиэтиленовые пенистые продукты и прочее).

Капиталовложения могут поступить и в другие предприятия отрасли, так, турецкая компания Yapi Teknik, производящая облицовочные теплоизоляционные панели под маркой Thermoplus, предполагает до 2013 г. инвестировать 2 млн. евро в модернизацию производства с целью увеличения в два раза выпуска продукции.

Турция является третьим по величине в мире после США и Китая производителем окон из ПВХ. По оценкам специалистов, общая производственная мощность предприятий (100), изготавливающих профили из ПВХ, составляет 800 тыс. т в год. В 2010 г. в стране было произведено 450 тыс. т профилей из ПВХ, из которых 120 тыс. было экспортировано, и выпущено 280 тыс. т окон из ПВХ. Общий оборот предприятий, выпускающих изделия из ПВХ, оценивается в среднем в $3 млрд. в год. По оценке печатного издания Dunya, производственная мощность предприятий отрасли достигает лишь  500 тыс. т, а в 2010 г. было произведено 425 тыс., в том числе 325 тыс. для внутренних потребностей.

Одной из проблем отрасли является значительное количество незарегистрированных компаний – лишь 45% имеют выданное Турецким институтом стандартов (TSE) разрешение на осуществление производственной деятельности, а число предприятий, придерживающихся европейских стандартов, не превышает 35%.

В последние годы в стране наблюдается рост рынка сантехнических изделий – в 2010 г. он составил 15% к уровню 2009 г. Оборот рынка, на котором представлены около 300 различных марок, составляет в среднем 350 млн. тур. лир в год (140 млн. евро), а в количественном выражении – 6 млн. единиц. Отмечается также усиление спроса на водосберегающие устройства. Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на развитие отрасли, является увеличение строительного производства. Так, в результате роста строительства жилых и гостиничных комплексов оборот одной из ведущих компаний отрасли – Grohe – возрос по сравнению с 2008 г. почти в два раза, до 20 млн. тур. лир (8 млн. евро). Ключевой проблемой отрасли, оказывающей негативное влияние как на ее участников, так и на потребителей, является большое количество поддельных изделий.

Ввиду улучшения качества жизни населения и все большего проникновения европейских товаров на турецкий рынок в стране растет популярность кухонь со встраиваемой техникой. В 2010 г. данный рынок вырос на 30%. Если в 2000 г. лишь 2% частных домохозяйств приобрели такую мебель, то в настоящее время – 18%. По подсчетам экспертов, при росте этого показателя до европейского уровня (70%) оборот рынка может достичь $1 млрд. в год (в 2011 г. – $300 млн.). В отрасли осуществляют деятельность около 30 компаний. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version