Строительство и недвижимость в Украине и мире

Мексика: рынок стройматериалов в 2008-2011 гг.

Особенность сферы торговли строительными материалами в Мексике заключается в том, что довольно весомая их часть (цемента – 70%, остальных строительных материалов – примерно 30%) приобретается частными лицами, так как в стране работы по строительству и ремонту жилья осуществляются в основном небольшими строительными фирмами или собственными силами. Этот фактор, а также рост ввоза нелегальных товаров, на долю которых приходится 30% суммарного импорта (примерно $5 млрд.), привел к тому, что в 2008-2009 гг. около 8 тыс. компаний, торгующих стройматериалами, были закрыты, а 40 тыс. человек потеряли рабочие места.

В стране ведущим предприятием отрасли является американская торговая сеть Home Depot, деятельность которой охватывает 87 рынков в 52 мексиканских штатах, тогда как другие фирмы, реализующие стройматериалы, работают в пределах одного города или региона. В конце 2011 г. – начале 2012 г. Home Depot намерена открыть 13 новых торговых центров, инвестиции в которые могут составить $260 млн.

Некоторые крупные производители строительных материалов имеют собственные розничные торговые сети, в том числе Cemex (производство цемента), Comex (лакокрасочные материалы), Lamosa и Interсeramic (керамическая плитка), Mexichem (трубы ПВХ) и Vitro (стекло).

На рынке окон в Мексике, где ценовой фактор является решающим при выборе продукции, 85-90% спроса приходится на окна с алюминиевым профилем, цена на которые при размере 1,5 х 1,5 м составляет 120 евро против 600 евро за окно ПВХ таких же размеров. Ввиду отсутствия собственных заводов, изготавливающих окна ПВХ, спрос на эту продукцию полностью обеспечивается за счет импорта. Их основными поставщиками являются немецкие компании Kоmmerling, Rehau и Schuco. К числу ведущих производителей алюминиевых профилей относятся предприятия Cuprum, входящие в состав концерна Verzateс, Indalum и Grupo Valsa. Наибольшим спросом пользуются однокамерные окна без дополнительной шумо- и теплоизоляции.

Почти вся (более 90%) керамическая плитка, являющаяся наиболее часто применяемым видом напольного покрытия, ввозится в Мексику из других стран (в основном из Азии). По оценке компании Tile Council of North America (TCNA), в 2010 г. оборот керамической плитки в стране по сравнению с 2009 г. вырос на 3,3% и составил 169,1 млн. кв. м при средней цене примерно 4 евро/кв. м.

Сбыт керамической плитки в 2005-2010 гг., млн. кв. м

2005 г. 155,7
2006 г. 167,6
2007 г. 175,1
2008 г. 177,9
2009 г. 163,7
2010 г. 169,1

В настоящее время крупнейшим производителем керамической плитки в Мексике является компания Lamosa, на долю которой, по ее собственной оценке, приходится 42% рынка. Увеличение рыночной ниши произошло после того, как в 2007 г. она приобрела за $810 млн. фирму Porcelanite, являющуюся частью индустриальной “империи” К. Слима, что позволило ей стать лидирующим производителем в Мексике и усилить свое влияние на рынке Центральной Америки. Общий объем инвестиций компании в производство оценивается в $110 млн. К числу ведущих производителей керамической плитки в стране относятся также компании Interceramic (27% рынка) и Vitromex (21%).

В 2010 г. на внутреннем рынке оборот Interceramic увеличился на 6,6%, а на американском – сократился на 9%. Одной из основных целей компании является уменьшение зависимости от американского рынка, на долю которого в 2010 г. приходилось 33% оборота предприятия.

Фирма Vitromex, являющаяся частью концерна Grupo Industrial Saltillo, в настоящее время владеет пятью заводами, использующими итальянские технологии. Рост сбыта стройматериалов, из которых 62% приходилось на керамическую плитку, в 2010 г. составил 10,8% и полностью компенсировал его сокращение в 2009 г. (на 10,4% к уровню 2008 г.).

В Мексике ведущими производителями плиточного клея являются компании Lamosa (доля рынка – 35%), Interceramic и Cemеx. По оценкам экспертов, оборот плиточного клея в 2010 г. вырос на 6,5% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.

Производство керамической плитки, млн. кв. м, если не указано иное

  2008 г. 2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г. I полугодие 2011 г. к I полугодию 2010 г., %
Настенная облицовочная плитка 103,4 83,1 91,9 49,5 112,9
Настенная декоративная плитка 14,1 12,6 14,7 7,2 102,7
Напольная плитка 66,2 59,1 61,1 31,6 101,1

Статистическое ведомство INEGI.

На рынке труб наблюдается тенденция вытеснения продукции, изготовленной из традиционных материалов, в том числе железобетона, чугуна и меди, трубами ПВХ. Крупнейшим производителем этой продукции является Mexichem, доля которого на рынке пластиковых труб Мексики в 2010 г. составила 41%, Латинской Америки – 31%, что выше, чем аналогичные показатели для компаний Tigre и Aliaxis.

В 2009 г. оборот Mexichem, несмотря на сокращение спроса, вырос на 2,9%, что объясняется поглощением ряда мелких предприятий в этот период, а после приобретения ею дочерней фирмы компании HYDSA (Policyd) фирма Mexichem стала единственным производителем профилей ПВХ в стране. Основными конкурентами компании на мексиканском рынке являются американские производители EMMSA и Formosa Plastics, а также Durman Esquivel.

Производство труб, тыс. т, если не указано иное

  2008 г. 2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г. I полугодие 2011 г. к I полугодию 2010 г., %
Трубы ПВХ 191,1 157,3 162,2 76,3 90,1
Соединительные элементы из ПВХ 18,6 13,4 14,7 5,7 77,4
Железобетонные трубы 73,9 86,0 65,1 29,3 94,3
Бетонные трубы 570,6 496,2 441,6 306,0 131,1

Статистическое ведомство INEGI.

По данным Camara Nacional del Cemento de Mexico (Canacem), в 2010 г. в Мексике видимое потребление цемента сократилось на 1,5% (до 34 млн. т) по сравнению с 2009 г., а удельное потребление на душу населения снизилось до 0,3 т. Крупнейшим производителем этого материала в стране и третьим по объему выпускаемой продукции в мире является компания Cemex, которая была основана в Мексике в 1906 г. После того, как в 1980-е гг. мексиканское правительство открыло рынок для иностранцев, ее бизнес оказался под угрозой, что подтолкнуло руководство компании к решительным действиям, и к 2003 г. фирма Cemex приобрела 16 профильных компаний, расположенных в различных регионах мира. В 2005 г. она купила британскую компанию RMC за 5,8 млрд. евро, что позволило ей увеличить собственные активы вдвое и получить доступ к 20 новым рынкам. В настоящее время производственная мощность Cemex составляет 97,3 млн. т, из них 29,3 млн. приходится на Мексику, где предприятие владеет 13 заводами (два были закрыты в 2009 г. и 2010 г.). В 2013 г. компания планирует инвестировать $570 млн. в одно из национальных предприятий с целью увеличения производственной мощности с 3,3 млн. т до 7,4 млн. Помимо предприятия Cemex, потребности мексиканского рынка в цементе обеспечивают еще 6 производителей, в том числе международные концерны Lafarge и Holcim, а также компании Cruz Azul, Cementos Moctezuma, Grupo Cementos Chihuahua и Cementos y Concretos Nacionales.

Производство цемента и цементной продукции, тыс. т, если не указано иное

  2008 г. 2009 г. 2010 г. I полугодие 2011 г. I полугодие 2011 г. к I полугодию 2010 г., %
Бетон, куб. м 18317,4 16231,4 16405,8 8261,3 108,1
Портландцемент 38023,0 36840,4 35872,2 18018,6 101,8
Белый цемент 823,0 646,2 696,1 376,7 111,7
Цементный раствор 3458,8 3452,9 1886,1 1263,0 126,8

Статистическое ведомство INEGI.

Что касается национального рынка климатического оборудования, то он незначителен. Наибольшим спросом данная продукция пользуется в северной части страны, где в силу климатических особенностей имеется ощутимый перепад между зимними и летними температурами. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version