Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: рынок ковролина в 2007-2011 гг.

Агентство ABARUS Market Research провело Интернет-мониторинг оптовых поставщиков отделочных материалов Москвы и Санкт-Петербурга на предмет представленности российских и зарубежных марок ковролина в товарном ассортименте. В выборку попали 29 поставщиков в 2007 г. и 25 в 2011 г. Главной и самой очевидной тенденцией рынка ковролина, проявляющейся в последние годы, является решительное укрепление рыночных позиций российских производителей. Если в 2007 г. их доля не достигала 10%, то в 2011 г. российский ковролин занимает почти 20% среди торговых марок, представленных на рынке. По всей видимости, значительную часть позиций российский ковролин отвоевывает у лидера рынка – бельгийского производства, доля которого в 2007 г. составляла 43,4%, а в 2011 г. – 35,2%. В связи с этим продавцы напольных материалов изменили подход к продвижению российской продукции – если раньше российский ковролин чаще выступал в качестве не основного товара, “разбавляя” более дорогой импортный ассортимент, то теперь все чаще встречаются компании, которые целенаправленно отдают предпочтение работе только с ковролином российского производства. Как и раньше, российские производители увереннее чувствуют себя в сегменте бытового ковролина, чем коммерческого (как офисный, так и собственно коммерческий ковролин для гостиниц, ресторанов, кафе, корабельных кают и проч.). Производство коммерческого ковролина российскими предприятиями осваивается все активнее. Если в 2007 г. среди всех марок коммерческого направления российских набиралось едва 4-5%, то в 2011 г. – более 10%. В сегменте бытового российских марок 4 года назад было около 13%, сейчас – более 23%. Количественный рост происходит не только за счет наращивания потенциала известных игроков, но и за счет появления новых. В ассортименте 2007 г. в основном встречались имена трех российских предприятий, выпускающих ковролин. Это группа компаний “Тектус” в Московской области (располагает заводами в России и Словакии), калининградский завод “Калинка” и совместное российско-германское предприятие “Зартэкс” (бывшее название “DLW-Урал”, Екатеринбург). В настоящее время к этой тройке можно добавить компании “Нева Тафт” (Санкт-Петербург), “Политекс” (Московская обл.), “Авантекс” (Владимирская обл.) и “Технолайн” (Самарская обл.). Новые предприятия строятся с большим расчетом на будущее, с использованием импортного оборудования и значительными мощностями – до 2 млн. кв. м ковролина в год. Ориентируются такие предприятия на выпуск ковролина высокой степени износостойкости, с широким ассортиментом. Если российское производство продолжит развиваться столь же активно, как и в предыдущие годы, то можно рассчитывать, что к 2015 г. более 50% ковролина будет иметь российскую маркировку.

Согласно официальной статистике, в России в 2006 г. было выпущено 32,2 млн. кв. м ковровых изделий, это был самый успешный год. Затем производство стало немного корректироваться вниз, после чего произошел кризис, сказавшийся на падении выпуска до 23,9 млн. кв. м. Доля рулонных ковровых покрытий (собственно ковролина) невелика, ее точное значение вычислить сложно. Скорее всего, в России в настоящее время производится не более 4-5 млн. кв. м ковролина. Однако резкий прирост выпуска ковровых изделий после 2005 г. показывает, насколько увеличился потенциал российских предприятий, на структуре рынка это уже заметно.

Аутсайдерам рынка тоже приходится нелегко из-за российской экспансии: совсем незаметной стала доля украинского ковролина, который 3 года назад занимал около 8,5% среди всех торговых марок, практически на одном уровне с продукцией из США и Германии. Это произошло по той причине, что количество российских производителей увеличивается, а украинский (“Винисин”) остается в одиночестве, хотя и сохраняет позиции одной из ведущих марок.

В сегменте коммерческого ковролина среди 15 ведущих марок российские брэнды занимают с 9 по 11 строчку. А в сегменте бытового ковролина – 1, 3 и 15 места. В целом лидером рейтинга можно считать сербско-украинскую марку Vinisin (Sintelon). Вторая по популярности иностранная марка – бельгийская Balta. За ней следует другая марка из Бельгии – Associated Weavers (AW), на третьем месте среди зарубежных можно считать марку Beaulieu of America.

Многие зарубежные брэнды, распространенные на российском рынке, не относятся к дешевым. Средняя цена на марки Balta, Condor, Beaulieu Paradox и Beaulieu of America колеблется от 723 до 1155 руб./кв. м. Средняя ценовая категория, в которую попадают Associated Weavers, Beaulieu International Group, Domo, ITC, находится в диапазоне 450-550 руб./кв. м. Самый дешевый ковролин производится в России и Украине, его средняя цена находится на уровне 300 руб., но при этом сильно колеблется, поэтому российский и украинский ковролин можно приобрести и за 180-200 руб./кв. м.

Мониторинг торговых точек показал, что средний арифметический уровень цены на коммерческий ковролин чуть выше, чем на бытовой (550 против 540 руб./кв. м соответственно), хотя довольно распространенным является мнение, что коммерческий должен быть значительно дороже по причине более высокой износостойкости и срока службы. Полученные результаты могут объясняться несколькими причинами. Цены на бытовой ковролин имеют более ярко выраженную структуру по сегментам, включая самый высокий ценовой сегмент, в то время как разброс цен на коммерческие покрытия более ровный. Каждая торговая марка для бытового сегмента стремится предложить разный уровень качества и цены, что расширяет возможности выбора и поднимает средний ценовой уровень. Ассортимент офисного и коммерческого ковролина более однотипный. Появившийся на рынке российский коммерческий ковролин задает низкую планку отсчета – от 150 руб./кв. м.

Рынок ковролина, несмотря на некоторые структурные изменения, показывает стабильность положения основных игроков – все наиболее известные в 2007 г. зарубежные брэнды в 2011 г. остались на заметных позициях. Пропавших из поля зрения торговых марок очень мало, как правило, это нишевые марки, под которыми выпускается ковролин узких сфер применения. Такая ситуация говорит о том, что законодателем мод на российском рынке ковролина по-прежнему является западное производство: бельгийское, американское, французское, немецкое, голландское, югославское. Четко сегментировать производство ковролина по конкретным странам удается не всегда, так как большинство действующих предприятий ведет бурную деятельность: строят заводы в разных концах света, создают совместные производства, входят в международные концерны, а иногда и выходят из них. Однако, несмотря на все маркетинговые и производственные мероприятия, известные брэнды неизменно остаются на слуху.

В целом российский рынок ковролина развивается по сценарию, характерному для многих отделочных материалов, таких как ламинированный паркет, плиты МДФ и ХДФ, лакокрасочные материалы и некоторые другие. Для этого сценария характерно усиление склонности потребителей к более качественным и дорогостоящим маркам с одновременным расширением российского производства в низком и среднем ценовых сегментах. Правда, если на перечисленных выше рынках роль российских производителей играют чаще всего крупные концерны с иностранным капиталом, открывающие заводы на территории России, то случай с ковролином – это исключение, где новые игроки появляются в основном с участием российских инвесторов. (Stroyka.ru/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version