Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: рынок гипсокартона в 2008-2010 гг.

Рынок гипсокартона до кризиса рос высокими темпами – в среднем по 20% в год (примерное на 40 млн. кв. м/год). Такие приросты – классический показатель “молодости” рынка, находящегося на низкой стадии насыщения. В 2009 г. рынок гипсокартона претерпел падение, характерное для всех строительных и отделочных материалов, но восстанавливается рынок довольно бодро – в 2010 г. его объем поднялся на 30 млн. по сравнению с 2009 г., причем доля импортной продукции постепенно снижается. Для того, чтобы оценить роль импортного гипсокартона на российском рынке в количественном выражении, необходимо перевести килограммы, в которых традиционно учитывается внешнеторговый оборот этого товара, в квадратные метры. Квадратный лист гипсокартона весит в среднем от 15 до 20 кг. Возьмем средний вес, равный 17 кг, и произведем пересчет.

Импортные потоки по данной товарной группе растут, но имеют нестабильный характер в период 2000-2008 гг. До 2000 г. импорт увеличивается, но далее следует период спада до 2005 г. включительно. Непосредственно перед кризисом объем импорта наиболее высок – 17,5 млн. кв. м. Но в 2009 г. происходит резкий спад.

В 2010 г. активность импортеров начинает возвращаться. По итогам года в страну поступило 7,6 млн. кв. м импортной гипсокартонной продукции, это на 43,4% больше, чем в 2009 г. Помесячные данные импортных поставок показывают, что пиковым периодом обычно выступает вторая половина года – по всей видимости, импортеры действуют в некоторой степени с расчетом на спрос будущего года. В “тяжелые времена” (вторая половина 2008 г. и 2009 г.) ярко выраженных активных поставок нет, так как нет ощущения стабильности для будущих периодов.

В начале 2008 г. импорт вел себя очень активно – поставки составляли 20-30 тыс. т в месяц, хотя отрицательная динамика уже наметилась к лету. В начале осени импорт “по привычке” пошел вверх, но, не встретив адекватного рыночного спроса, рухнул до 5 тыс. т в декабре. Именно на таком низком уровне импорт провел почти весь 2009 г., в редкие месяцы достигая 10 тыс. т. В 2010 г. ситуация несколько улучшилась, но ни резких скачков, ни бурного роста зафиксировано не было.

2011 г. начался с того же уровня, с которого стартовал в свое время благополучный 2007 г., поэтому можно ожидать более высоких объемов поставок в течение года. Но будут ли они столь же существенными, как и до кризиса, – сказать сложно. Ценовая динамика носит следующий характер: с 2002 г. для цен на импортную гипсокартонную продукцию основная тенденция положительная.

Наибольший рост цены имел место в 2005 г. С 2005 г. по 2009 г. средняя импортная цена колеблется – то прирост на $0,1-0,2, то снижение на такую же величину. И только в 2010 г. зафиксировано повышение цены на $0,5, до $4,0/кв. м. В целом за 10 лет цена на импортный гипсокартон выросла практически в 2 раза.

Основными импортерами минераловатной продукции в Россию являются Польша (32%), Украина (23%), Финляндия (11%), Южная Корея (11%), Китай (8%), Турция (4%), Германия (4%) и Латвия (3,6%). Это достаточно стандартный набор стран-импортеров, присутствующих на российских рынках строительных материалов.

2008 г. был отмечен неожиданным ростом импорта гипсокартонных листов (более чем на 40%). Это произошло за счет крупного ввоза продукции из Украины, увеличения поставок из европейских стран, а также некоторого увеличения объемов импорта из Китая и Кореи. Ситуация в импортных потоках в 2010 г. достаточно сильно изменилась: если в 2005 г. лидеров было двое (Польша и Финляндия), то в 2010 г. концентрация уменьшилась: теперь полноправными импортерами можно считать пять стран: Польшу, Украину, Финляндию, Южную Корею и Китай. На эти страны теперь приходится более 85% объемов всего импорта. Причем поставки из Украины растут сильнее, чем из остальных стран. Не исключено, что в 2011 г. она сумеет выйти на первое место. Игроки рынка отмечают, что импортный гипсокартон западных производителей представлен в классе “премиум” и стоит в 2-3 раза дороже обычных гипсокартонных панелей. Более дешевый гипсокартон поступает из стран Азии, хотя китайские производители пытаются разнообразить ассортимент, предлагая огнеупорный гипсокартон, стекломагниевый лист, ламинированный гипсокартон. Однако качество этой продукции вызывает нарекания, поэтому доля китайского импорта на гипсокартонном рынке невелика.

В целом набор торговых марок, представленных на рынке, достаточно однообразен. Последние 6 лет импорт занимает около 4-5% рынка (с некоторыми колебаниями) и представлен в основном несколькими брэндами бывшей BPB (Gyproc, Rigips, которые теперь принадлежат Saint Gobain), гипсокартоном Lafarge и зарубежным производством концерна Knauf (из Германии и филиалов, расположенных в других странах). Так, из Китая импортируются марки Knauf, Gyproc. Из Украины идет продукция местных заводов “Строймак Кнауф” и “Лафарж Гипс”. Из Польши – Gyproc, Lafarge, Norgips, Rigips. Из Финляндии – Gyproc, из Южной Кореи – Knauf. Объем экспорта до пика экономического бума в России составлял порядка 6-8 млн. кв. м/год. В 2007 г. он упал до 2,5 млн. кв. м, в 2008 г. – до 0,3 млн. В 2008 г. ситуация усугубилась кризисом, экспорт сократился практически до незаметных величин. Стоит отметить, что объемы экспорта начали сокращаться еще до кризиса – в довольно благополучном 2006 г. В 2009-2010 гг. объемы экспорта подросли, но поставки все равно были менее значительными, чем несколько лет назад. По словам игроков рынка, это было вызвано растущим спросом российского рынка, а также пуском новых заводов Knauf и Lafarge в Украине, которая переквалифицировалась из импортера в экспортеры гипсокартона, в том числе и на российский рынок.

Соотношение импорта и экспорта в 2002-2005 гг. показывало, что российский рынок активно насыщался продукцией внутреннего производства, которая частично вытесняла импорт, а также активно экспортировалась. Однако в три предкризисных года картина изменилась в обратную сторону. Спрос на гипсокартон внутри страны был настолько высок, что на экспорт стало уходить все меньше и меньше, а импорт пошел в рост. В 2009 г. произошло резкое падение импорта гипсокартона – на 70%. Ввоз в 2010 г. увеличился на 40%, а экспорт почти не поднимается, “устроившись” на отметке в 1 млн. кв. м. Сочетание высокого импорта с низким экспортом говорит о значительном спросе на гипсокартон внутри страны, причем спросе на все ценовые и качественные категории (активно импортируется как европейский, так и азиатский продукт).

Что касается ежегодной динамики экспортных цен, то стабильной ее назвать трудно. Если ориентироваться на статистические данные, то создается впечатление, что цены импорта и экспорта вполне сопоставимы, хотя в некоторые периоды средняя экспортная цена то значительно ниже, то значительно выше импортной. На самом деле резкие перепады цен (особенно в 2004-2008 гг.) могут объясняться тем, что в “хорошие” годы экспортируется стандартная продукция большими партиями по низким ценам, а в те периоды, когда экспорт невелик, наблюдаются поставки, реагирующие на особенно высокий спрос, готовый на более высокие цены. Можно сказать, что в период кризиса установился “справедливый баланс” импортных и экспортных цен, каким он был в спокойные времена, в частности, в 2000-2004 гг. импортный гипсокартон на таможне стоил дороже российского на 15-20%.

Основным экспортером гипсокартона за пределы России является Knauf. Крупнейшие рынки сбыта – Казахстан, Монголия и страны СНГ. При этом Украина отошла на второй план. Значительным рынком сбыта российской гипсокартонной продукции 4 год является Казахстан, на который приходится от 35% до 50% всех поставок, в частности, в 2010 г. – 46,3%. Доля Казахстана в совокупном экспорте была значительно ниже в 2005-2006 гг. Возможно, увеличение поставок в Казахстан с 2007 г. связано с привыканием казахского потребителя к новому продукту и высокой оценкой качества гипсокартона, произведенного в РФ.

В последние годы важным рынком сбыта стала Монголия. Немногим ранее российский гипсокартон активно закупал Азербайджан, особенно в 2007 г., но впоследствии закупки этой страны практически прекратились. Узбекистан и Молдова в списке покупателей присутствуют время от времени. Более стабильным потребителем выступают южные республики, ранее входившие в состав Грузии – Южная Осетия и Абхазия. Также идет российский гипсокартон в страны Балтии. Украина продолжает делать закупки, но в небольших количествах. (Stroyka.ru/Строительство в Украине, СНГ и мире)

Exit mobile version