Строительство и недвижимость в Украине и мире

Германия: торговые центры пустеют

К 2015 г. в Германии должно быть открыто не менее 80 новых торговых комплексов, в основном в западной части страны.

При этом по данным Института торговых центров IGW, около 10% из существующих на сегодня 644 торговых зданий уже столкнулись с большими финансовыми трудностями из-за отсутствия арендаторов.

В США рынок торговых центров имеет огромное значение для экономики: почти половина всех напечатанных американских долларов тратится покупателями именно в ТЦ. С началом мирового финансового кризиса по США прокатилась волна закрытий крупных торговых центров и комплексов. На встрече международного Совета торговых центов в 2009 г. количество участников превышало 50 тыс., в 2010 г. их было не более 30 тыс. В этом году Совет должен собраться с 22 по 25 мая в Лас-Вегасе, количество “оставшихся на плаву” пока неизвестно.

В Германии дела обстоят чуть лучше, но и в этой стране 10% торговых центров и комплексов находятся в запустении, а примерно 20-30% “заселены” арендаторами далеко не полностью. Однако профессор Бернд Фальк из Института IGW уверен, что до американского варианта развития события в ближайшие годы дело не дойдет. В интервью Immobilien Zeitung он предположил, что в связи с растущей конкуренцией какую-то часть самых старых торговых центров, по-видимому, придется перестраивать, ремонтировать, переводить в офисный или жилой фонд, и только в самом крайнем случае – сносить.

Решение в каждом случае принимается индивидуально. Так, например, один из подобных “проблемных” центров – мюнхенский “Швабилон”, построенный в 1972 г. и полностью опустевший уже через несколько лет, ждет перепланировка; на участке, который ранее занимала газета Suddeutsche Zeitung, появятся 70 апартаментов, а Галерею Маурициуса в Висбадене городские власти выкупили у собственника, чтобы разместить в ней библиотеку.

В среднем по Германии на 1 тыс. человек приходится 196,1 кв. м торговых площадей. При этом в регионе Баден-Вюртемберг имеется 61 шоппинг-центр, а средняя площадь торговых центров на 1 тыс. жителей в этой федеральной земле составляет 121,8 кв. м. В Берлине тот же показатель в прошлом году составил 439,3 кв. м, всего в мегаполисе насчитывается 64 торговых центра соответствующего размера.

Примерно 22% торговых площадей в любом комплексе занимают филиалы по продаже продукции известных компаний. Основными арендаторами помещений под филиалы в ТЦ в Германии выступают аптечные сети, компании – продавцы обуви, мобильных телефонов, оптики и украшений. Всего в 644 крупных шоппинг-центрах страны насчитывается 30600 коммерческих площадок, на которых представлены продукция и интересы 11400 предприятий. При этом 8900 (78%) из этих предприятий являются не сетевыми филиалами, а отдельными фирмами, арендующими одно или более помещений. Порядка 2500 (22%) предпринимателей арендуют два и более помещений. Всего на долю компаний, снимающих не менее двух торговых точек, приходится 21800 коммерческих площадок, то есть почти 71%. Частное предпринимательство и малый бизнес представлены различными заведениями общественного питания (ресторанами, кафе, закусочными и др.), небольшими аптеками и пекарнями.

Что касается новых “храмов” торговли, то политика городских властей в стране не первый год направлена на то, чтобы привнести максимум оживления в спальные районы и максимально обезопасить от нового строительства центры городов. В таких мегаполисах, как Мюнхен, торговых центров довольно мало, и почти все они расположены на окраинах города. Если власти и идут на поводу у девелоперских компаний относительно строительства новых ТК в центре города, то только в случаях создания дополнительных пешеходных зон. Урбанизированность в подходе к строительству новых торговых площадей проявляется и в том, что новые объекты получают “зеленый свет”, только если в планах компании-застройщика или девелопера значатся не менее 15-20% жилых площадей. В среднем на открытие торгового комплекса в центре города – от возникновения идеи до сдачи объекта “под ключ” – проходит не менее пяти лет. Если строительство не затрагивает ничьих политических интересов, то оно может завершиться быстрее.

В существующих условиях конкуренция ТЦ и ТК очень высока. Поэтому в таких городах, как Мюнхен или Берлин, при строительстве торговых центров и их управлении нужно очень постараться, чтобы получить разрешение властей и признание потребителей. В Штутгарте, напротив, требования к новым ТК можно назвать не столь строгими. Старые торговые центры тоже должны проявить изобретательность, чтобы по-прежнему удовлетворять возросшим запросам современных арендаторов. Примерно 8% старых ТЦ в стране в настоящее время или в ближайшем будущем планируют расширение площади, а в 20-30% центров проводятся мероприятия по “ревитализации” и привлечению новых арендаторов. (SV Development/Строительство в Украине и СНГ)

Exit mobile version