Строительство и недвижимость в Украине и мире

Украина: Как закон 5655 будет бороться с коррупцией в строительной отрасли

Конец 2022 года ознаменовался скандалом принятия Закона 5655, который вносит изменения в десятки нормативно-правовых актов, а также законов.

Мнения разделились на за и против, петиция против подписания Президентом этого закона набрала нужные 25 тыс. за два дня, общественность и СМИ все еще обсуждают нюансы закона, а Президент все еще затрудняется подписывать его или нет. Мы в свою очередь решили разобраться с нормами закона с юридической точки зрения и проанализировали его “между строк”.

Первое, на что стоит обратить внимание – это то, что этот закон читать невозможно, поскольку в нем изменения на изменениях в другие законодательные акты. В таком виде реформы не делают. Должен быть унифицированный документ. В пояснительной записке к закону 5655 указано, что разрешительную деятельность в сфере строительства эксперты и правоохранители считают основным источником коррупции в строительной отрасли, поскольку на стадии предоставления документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов фиксируется наибольшее количество злоупотреблений и нарушений.

Система государственного архитектурно-строительного контроля в Украине и остается одной из самых коррумпированных. При этом доступ к данным закрыт для общественных организаций, юридических компаний. По сути данные только для тех, кто работает в области градостроительства. Сам закон, такое чувство, был написан для “своих”, как в свое время закон о фондах финансирования строительства.

Приведем несколько примеров:

  1. Законом расширили виды права сервитута (право пользования чужим земельным участком), а именно право строительства подземных зданий и сооружений. Это значит, что законодатель создал лазейку для своих целей, чтобы под видом строительства бомбоубежищ иметь возможность строить под чужими участками.
  2. Внесли изменение в определение “самовольное строительство”. Убрали из дефиниции словосочетание “утвержденного проекта” и добавили размытую формулировку без получения права на выполнение строительных работ. Ранее было четко указано: соответствующий документ, дающий право выполнять строительные работы.
  3. Согласно закону, в концессию может быть передано не только новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, но и техническое перевооружение. Раньше, техническое перевооружение было в рамках нового строительства или реконструкции. Теперь это новый вид концессии. Можете представить, сколько в будущем появится объектов из-за “технического перевооружения”?
  4. Ввели новый орган как Аттестационная архитектурно-строительная комиссия для проведения профессиональной аттестации исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры (саморегулируемой организацией) , которой делегированы полномочия на проведение профессиональной аттестации).
  5. Исключены из закона права архитекторов, заказчиков и подрядчиков.
  6. Добавили интересный пункт: Существенным условием договора о создании произведения градостроительства есть передача имущественных прав интеллектуальной собственности на градостроительную документацию органу, уполномоченному на утверждение такой документации. Это означает, что всеми архитектурными проектами будет обладать орган, утверждающий градостроительную документацию.
  7. Границы улицы по ее ширине определяются красными линиями. Расположение каких-либо объектов, зданий, сооружений или их частей в пределах красных линий улицы не допускается, кроме подземных зданий и сооружений. Это еще одна лазейка, которая дает возможность в будущем пренебрегать красными линиями. При этом контроль строительства полностью забрали из местных советов, мотивируя тем, что там сидят взяточники и мешают застройщикам работать и строить. Возможно, это и правильно, однако, по этим положениям закона, застройщики могут строить что угодно и где угодно. Кроме того, самая большая коррупция не в должностных лицах, а на самом строительстве. Особенно за государственные средства. А у нас актуален государственный проект “Большое восстановление”.

Вот теперь спросите себя, кому выгоден этот закон. Среди преимуществ закона мы видим внедрение электронной системы регистрации документов для получения права проводить строительные работы. Однако законом не усилена ответственность застройщика, если он осуществляет строительные работы без соответственно права или по нарушению норм градостроительного законодательства. Это означает, что, несмотря на то, что есть огромные изменения в законодательные документы (читай реформа), на практике ничего не изменится. Что будет мешать застройщикам пренебрегать законом, если ответственности за это нет? Кроме того, данные могут быть открыты 2 месяца после окончания военного положения. За это время можно произвольно, прикрываясь диджитализацией, получать кучу различных документов (напр., на техническое перевооружение 27-этажного дома), а кто будет все это контролировать и потом разгребать, вопрос остается открытым. Поэтому мы как представители общественности скептически относимся к инициативам, изложенным в законе 5655 в разрезе преодоления коррупции. Но практика покажет, как он эффективен в борьбе с ними. (Владимир Копоть, юрист, CEO Monitor Estate, zagorodna.com/ Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version