Строительство и недвижимость в Украине и мире

Украина: штрафы за долги по «коммуналке» снизят

Украинцы вскоре будут жить по новому закону о жилищно-коммунальных услугах. Верховная Рада близка к доработке соответствующего законопроекта, над которым народные избранники трудятся уже почти год. За это время в документ внесли более 250 поправок, и теперь его осталось принять во втором чтении.

Общественная организация “Публичный аудит” проанализировала корректировки и выяснила, к чему готовиться гражданам.

Первое, что насторожило экспертов, – исчезновение из блока “Основные принципы государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг” подпункта 7, прописывающего обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.

“Или это ошибка, или готовится почва для отмены действующей системы субсидий”, – указывает ведущий аналитик “Публичного аудита” Тарас Галайда.

Но есть и плюс. В первой редакции законопроекта полностью отсутствовал пункт о полномочиях органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, что лишало местную власть рычагов влияния на тарифы и качество коммунальных услуг.

Доработанный проект содержит такое положение, хоть и частично.

Второй “бонус” – снижение размеров пени за долги по “коммуналке” в 10 раз, с 0,1% до 0,01% суммы долга за каждый день просрочки.

“Таким образом, в случае несвоевременной оплаты сумма долга может увеличиться до 0,3% в месяц, или до 3,6% в год, что, конечно, неприятно, но по сравнению с 36% годовых в первой редакции законопроекта – более или менее приемлемо”, – объяснили в “Публичном аудите”.

Еще один важный момент – усиление ответственности поставщика за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги.

Эксперты предлагали ввести пеню, которую исполнитель обязан уплатить потребителю за систематическое (более двух раз в год) непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг в размере двойной их стоимости.

Впрочем, народные избранники не решились на такие кардинальные шаги. В итоге ответственность коммунальщиков ограничивается исключительно неустойкой, определенной законодательством или договором.

“Это имитация заботы о потребителях, а не реальные шаги к улучшению качества услуг. Указанные санкции никак не решают вопрос некачественных услуг”, – считает Галайда.

Законодатели считают, что исполнитель коммунальной услуги самостоятельно осуществит перерасчет, если оказывал некачественные услуги, оплатит потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, которые в настоящее время не определены законодательством и условиями договора. То есть, теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика, но в порядке и в размере, которых пока не придумали.

Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, согласно новому законопроекту, будут заключаться в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Кабмином.

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются: перечень услуг; требования к качеству услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за нарушение договора; цена услуги; порядок оплаты услуги; порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги; срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

То есть остальные условия договора (не включены в перечень существенных) могут согласовываться сторонами.

Интересно, что капитальный ремонт придомовых систем (в том числе, газораспределительной, водоснабжающей и пр.) будут проводить совладельцы многоэтажек или уполномоченные лица за счет совладельцев.

Причем, как обращает внимание Галайда, эта норма противоречит закону “О приватизации государственного жилищного фонда” и постановлению Кабмина, согласно которым государство обязано обеспечить первый постприватизационный капитальный ремонт многоквартирного дома.

Плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии) по индивидуальному договору будет включать: плату за услугу, рассчитываемую, исходя из размера утвержденных цен / тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных; плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабмином; плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома.

“Законодатели объясняют такие новеллы необходимостью для большей прозрачности отделить саму услугу от расходов на обслуживание абонента и сетей. Однако такой раздел платы может привести к увеличению конечного размера платежки за счет увеличения исполнителем той части тарифа, который не подлежит государственному регулированию”, – прогнозирует руководитель “Публичного” аудита” Максим Гольдарб. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version