Строительство и недвижимость в Украине и мире

Украина: власть задумалась о новых коммунальных нормах

Власти ищут повод перекроить тающие на глазах деньги для субсидий. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5146 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно мониторинга соответствия социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами реальным объемам пользования)”.

Главное предложение, которое инициировал автор документа народный депутат Евгений Мураев, – не реже одного раза в пять лет оценивать, насколько соответствуют реальным объемам потребления государственные социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами (а именно на основе них государство начисляет субсидии).

Сейчас эти социальные нормативы установлены постановлением Кабмина Украины №409 от 6 августа 2014 г.

В частности, для холодной воды определена социальная норма 2,4 куб. м в месяц на человека (если поставляется горячая вода) и 4 куб. м (если нет горячей воды более чем 14 дней или она не поставляется вообще). Плюс устанавливаются корректирующие коэффициенты в зависимости от области и высотности здания.

Как сообщил Мураев в пояснительной записке к законопроекту, в основу правительственного постановления легли “выводы Левицкого”, который действовал по заказу USAID. Причем Левицкий в исследовании использовал данные с октября 2011 г. по сентябрь 2012 г. всего по 12 городах или районах. Выбор точек исследования мало понятен и не охватывает все регионы. Например, восток страны представляет Днепропетровская область (Амур-Нижнеднепровский район самого Днепра, Желтые Воды и Апостоловский район), в Житомирской области исследовали Бердичев и Коростень, Володарск-Волынский и Овручский районы. В Киевской области выбрали Яготинский район и Переяслав-Хмельницкий, также изучили Центральный район Винницы. На западе страны – Ивано-Франковск и Самборский район Львовской области.

“Субсидию дают по социальным нормам, а они сейчас зачастую ниже, чем реальное потребление. Где-то в эти цифры люди укладываются, но в среднем по стране они занижены. И это неудивительно. Кто обосновывал эти так называемые социальные нормы? Общественная организация по гранту USAID сделала некую работу, которая охватила 0,04% территории страны”, – отметил глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.

Для сравнения: в стране сейчас 30,3 тыс. административно-территориальных единиц, а именно 490 районов, 460 городов, 111 районов в городах, 885 поселков городского типа, 28385 сельских населенных пунктов. И все это разнообразие жилищных условий и климата было приравнено к 12 районам и городам, которые даже не представляют все регионы.

По мнению эксперта, необходимо вернуться к постановлению Кабмина №630 от 2005 г., которое прописывает порядок предоставления коммунальных услуг, где предусматривалось два способа оплаты услуг: по счетчикам, а если их нет – по нормам потребления.

“В основу норм потребления ложилось научное обоснование, они разрабатывались НИИ при Минрегионе. И они выше, чем так называемые социальные нормы, которые устанавливались местными органами исполнительной власти. Почему бы не привязать субсидию к нормам потребления?” – вопрошает Скубченко.

А если эти нормы кажутся излишне устаревшими, то их можно пересчитать.

“Но это должно быть не освоение гранта, а государственный заказ, который выполнит профильное НИИ с понятной методикой, изучением параметров во всех регионах”, – подчеркивает Скубченко.

В Ассоциации городов Украины считают, что изменения, предложенные депутатом Мураевым, необходимы.

“Однако, к сожалению, законопроектом не прописан механизм мониторинга, а значит, увы, работать он не будет”, – говорит аналитик в сфере социальных стандартов Ассоциации городов Украины Александр Пыльтяй.

Он подтвердил, что подобные исследования уполномочен проводить Минрегион, однако, считает эксперт, у того нет возможности организовать столь масштабную работу. Но глава Александр Скубченко считает иначе.

“Минрегион каждый год получает из госбюджета средства на научно-исследовательские работы, и было бы логично, чтобы они осваивались на системную работу, касающуюся всех без исключения граждан Украины”, – отметил Скубченко.

Пока же, он подчеркивает, видны примеры волюнтаристского отношения к социальным нормам.

“Весной, помните, социальная норма на газ повышалась, затем понижалась. Без всякого обоснования. Если не будет научно-обоснованной базы, мы сможем видеть такие рывки по любой позиции, будь то вода или отопление. А, учитывая, что именно социальные нормы – основа начисления субсидий, кто гарантирует, что их не сократят до символических показателей? А это уменьшит и число людей, которые смогут воспользоваться субсидиями”, – предупреждает Скубченко.

“Если этот закон будет принят, для получателей субсидий это ровным счетом ничего не изменит. Но когда будет проведен мониторинг, то, вероятнее всего, будут изменены коэффициенты корректировки в зависимости от регионов и типа стен”, – говорит Пыльтяй.

Он подчеркнул, что только установка индивидуальных счетчиков, того же газа или тепловых хотя бы на дом, помогут оценить фактическое потребление услуг.

“Все остальное – средняя температура по палате. И в субсидии включается и плата за соседа, который в доме не живет, но его квартира отапливается”, – подчеркнул Пыльтяй.

Когда может быть проведен первый мониторинг? Если закон будет все-таки принят, то Кабмин обязан в течение трех месяцев после его вступления в силу разработать порядок проведения оценки, уточнить, насколько соответствуют реальным объемам пользования социальные нормативы, на основе которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии. Еще три месяца дается на проведение собственно мониторинга. Таким образом, в идеале спустя полгода после принятия этого закона будут изменены соцнормативы.

“Уменьшатся они или увеличатся – пока неясно. Главное, чтобы был предложен механизм, который бы не вызывал вопросов к методике и исполнению”, – подчеркивает Скубченко. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version