Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: рынок торговой недвижимости в первом полугодии 2016 г.

По оценке аналитиков компании JLL, в 2016 г. рынок качественных торговых центров может увеличиться на 1,9 млн. кв. м, из них 437 тыс. кв. м вышло в течение первого полугодия (на 42% меньше показателя аналогичного периода прошлого года). В результате ввода всех анонсированных объектов общий объем предложения в секторе к концу года превысит 21 млн. кв. м, что является наибольшим показателем среди европейских стран.

В топ-5 европейских рынков ритейла по объему предложения качественных торговых площадей также входят Великобритания (19,2 млн. кв. м к концу года), Франция (16,8 млн. кв. м), Италия (15,9 млн. кв. м) и Германия (15,3 млн. кв. м). Украина в этом рейтинге занимает 11 строчку наравне с Румынией (2,9 млн. кв. м).

Крупнейшими региональными рынками торговых центров в России являются Екатеринбург (730 тыс. кв. м), Краснодар (670 тыс. кв. м), Самара (549 тыс. кв. м), Нижний Новгород (524 тыс. кв. м) и Челябинск (430 тыс. кв. м). Для сравнения, по итогам первого полугодия общий объем рынка торговых центров Москвы составил 4,9 млн. кв. м, Санкт-Петербурга – 2,2 млн. кв. м. Самый большой ввод торговых площадей в регионах в нынешнем году ожидается в Самаре, где рынок увеличится до 664 тыс. кв. м, и Тюмени (до 464 тыс. кв. м).

“Несмотря на значительный объем строительства, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой – всего 140 кв. м на 1 тыс. жителей, что сравнимо с показателем развивающегося рынка Турции, – комментирует Екатерина Андреева, аналитик рынков инвестиций и торговых площадей компании JLL. – При этом в большинстве других европейских стран обеспеченность населения торговыми комплексами значительно выше; лидеры по этому показателю – Люксембург (618 кв. м на 1 тыс. жителей) и Нидерланды (517 кв. м на 1 тыс. жителей), что объясняется сравнительно небольшим числом жителей. В Великобритании показатель находится на уровне 293 кв. м, во Франции – 251 кв. м, в Германии – 186 кв. м”.

По итогам первого полугодия абсолютным лидером по насыщенности торговыми площадями в России остается Краснодар – на 1 тыс. жителей в городе приходится 808 кв. м; в тройку по этому показателю также входят Екатеринбург (532 кв. м) и Самара (468 кв. м). Для сравнения, обеспеченность рынка Санкт-Петербурга составляет 417 кв. м, Москвы – 394 кв. м.

После ввода заявленных на этот год торговых центров на второе место по насыщенности торговыми площадями в России с четвертого поднимется Тюмень – показатель вырастет с текущих 441 кв. м на 1 тыс. человек до более чем 600 кв. м, а в результате пуска торгового центра “ГудОк” Самара опередит Екатеринбург в этом рейтинге и сохранит за собой третье место (с обеспеченностью к концу года в 566 кв. м на 1 тыс. человек).

“Основной объем нового предложения появляется в небольших региональных городах – 51% площадей от совокупного объема нового предложения года выйдет на рынки в городах с населением менее 1 млн. человек, в Москве и Московской области – 32% от общего показателя. Необходимо понимать, что выходящий сегодня объем торговых площадей сформирован преимущественно проектами, строительство которых началось еще в период стабильной экономики и активного роста рынка, – комментирует Антон Коротаев, директор по России и СНГ, руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL. – Превалирование небольших регионов в нынешнем объеме ввода является следствием смещения фокуса девелоперов в 2011-2013 гг. с миллионников на меньшие города, отличавшиеся низкой насыщенностью ритейлом и сравнительно высокой покупательной способностью”.

“Сегодня, несмотря на увеличение обеспеченности регионов торговыми центрами, многие города сохраняют потенциал для строительства новых объектов в локациях с высокой концентрацией жителей, не охваченных существующим предложением ритейла. В то же время реализация таких проектов возможна только после стабилизации экономической ситуации и постепенного восстановления рынка; в текущей ситуации такой девелопмент не является финансово обоснованным в силу ограниченных возможностей привлечения финансирования и его высокой стоимости, низких арендных ставок и неготовности многих ритейлеров рассматривать региональные площадки”, – заключает Антон Коротаев. (Пресс-релиз JLL/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version