Строительство и недвижимость в Украине и мире

Россия: компания «Гален» на рынке композитных материалов в 2015 г.

Компания “Гален” (Чебоксары) признана лучшей в номинации “Инновационно-активное предприятие” в 2014 г., захватывает новые рынки и осваивает уникальные технологии. В чем секрет успеха, какие планы у компании, рассказывает заместитель директора компании Егор Литвинов.

– Расскажите о предприятии. С чего начинается его история?

– “Гален” – компания, которая относится к категории инновационных. История компании началась в 2001 г. с семьи Николаевых – талантливых инженеров, химиков и производственников. До 2011 г. компания довольно гармонично развивалась, имела относительно небольшую долю рынка и стала пионером внедрения в России базальтовых технологий. Это технология производства композитных материалов на основе базальтопластика. В 2011 г. “Гален” стала портфельной компанией “Роснано”.

– Изначально были нацелены на экспорт?

– Выход на внешние рынки у компании постепенный, доля экспорта в абсолютном выражении увеличивается, а в относительном – немножко снижается. Просто мы заполняем очень большие пустые ниши на российском рынке, и получается, что здесь продукт не то что более востребован, а в массе продается больше. Но экспортная деятельность у нас постоянно растет. Основной импортер нашей продукции сейчас – Великобритания.

– Какая доля экспорта у компании?

– Она варьируется от сезона к сезону – от 15% до 25%. Это объясняется тем, что спрос в Великобритании зимой и летом сопоставим по объему, а в России летом высокий сезон, а зимой – низкий. Почему так? Вся Европа умеет считать. Энергоэффективность для них очень важна. Когда строят дома, больше вкладывают в момент строительства, а в период эксплуатации все это окупают, поскольку композитные материалы не только прочные и долговечные, но и обладают потрясающим свойством – энергоэффективностью. Так мы заинтересовали в свое время британскую компанию, и для них отдельно провели сертификацию, получили сертификат BBA, нам также пришлось получить сертификат менеджмента качества ISO. С тех пор как мы открыли для себя этот рынок, для нас он стабильно растет. Если мы говорим про Великобританию, туда мы поставляем преимущественно гибкие связи, – это такие элементы, которые в строительстве используются для соединения несущей стены с теплоизоляцией и облицовочным слоем. С одной стороны, обеспечивают предельную прочность конструкции, а с другой – не являются мостиком холода. Наше решение заменило собой традиционную нержавейку.

– Насколько стоимость вашего продукта отличается от аналогов?

– Если сравнивать с металлическими аналогами из нержавеющей стали, то композитные материалы дешевле, эффективнее, долговечнее.

– По вашей оценке, у вас много конкурентов?

– Есть два-три, как я бы назвал, цивилизованных конкурента – это компании, которые производят неплохой продукт, контролируют его качество, могут изготавливать более или менее сложные изделия. И есть безумное количество – 200-300 компаний в стране – изготовителей композитной арматуры, но назвать их конкурентами мы никак не можем, потому что они производят, во-первых, монопродукт (арматуру), во-вторых, качество этого продукта далеко от того, что можно назвать композитным материалом.

– О каких рисках можно говорить, если такая продукция некачественна?

– Самый страшный риск – это человеческая жизнь. Строительство почему такая консервативная отрасль? Потому что безопасность, надежность превыше всего. А безопасность складывается не только из того, как построено, я имею в виду культуру строительства, но и из того, из каких материалов построен этот объект. Если используют некачественный материал, не исключена возможность, что где-то что-то может обрушиться.

– С какими странами вы активно сотрудничаете, кроме Великобритании?

– У нас есть большие проекты с Бразилией, там колоссальный интерес к композитам, к базальтовым технологиям. В Бразилии ведь очень много месторождений базальта, который можно использовать в строительной отрасли, поэтому интерес взаимный.

– Вы сотрудничаете с ними как с поставщиками сырья?

– Не всегда эффективно перевозить продукт на большие расстояния. Иногда эффективнее произвести его на месте, и здесь нужны совершенно иные компетенции: компетенции производителя оборудования, навыки по его установке, эксплуатации, понимание рынка, области применения. Эти компетенции мы в себя вобрали, у наших конкурентов этого нет, многие умеют производить продукт, но мы отличаемся и тем, что производим и сами средства производства, то есть станки: проектируем, разрабатываем, выпускаем. Сейчас мы ведем работу над тем, чтобы построить несколько заводов в ОАЭ и Бразилии, где мы будем поставщиком не только материала, но и технологий.

– Вы изначально так работали или опытным путем выяснили, что такая система лучше?

– Мы просто со временем поняли, что мир в этом нуждается: получить не просто готовый продукт, но и компетенцию.

– То есть вы еще и обучаете сотрудников на местах?

– Да, конечно, будем обучать сотрудников, которые работают на новых производствах, контролировать качество сырья и материалов.

– Были сложности с какими-то зарубежными клиентами?

– Скорее, это были не сложности, а определенные нюансы. Общаться с западными компаниями зачастую гораздо проще. Мы – современная компания, у нас молодой топ-менеджмент, поэтому нам менталитет западного клиента довольно близок. Что касается языковых барьеров, то с англоязычными странами у нас проблем нет, а арабский мир, с которым мы тоже работаем, владеет и русским, и английским языками. Вообще все те, кто работает с композитом, довольно современные люди, поэтому проблем не возникает.

– Часто приходится адаптировать продукцию для каких-то стран или для конкретного заказчика?

– Нам все время приходится это делать, для Великобритании, например, несколько другая формула. Композитный материал состоит из армирующего и связующего. Армирующее – стекловолокно или базальтоволокно, а связующее – это эпоксидные и полиэфирные смолы. Так вот, в случае с Великобританией нам пришлось немного изменять формулу связующего, чтобы обеспечить соответствие требованиям. Но это, на самом деле, нюансы, ничего глобального. Есть продукты, которые мы отдельно разрабатываем для экспорта. Например, у нас есть продукт, который мы создали для Великобритании, – комбинированная гибкая связь. На российском рынке товар пока не востребован, в нем нет необходимости, хотя последний год мы готовимся к его продажам и в России.

– Насколько многочисленно ваше “мы”?

– У нас небольшая компания, производство высокотехнологичное, поэтому, если объединить и рабочих, и производственный персонал, и офис компании, получится 200 человек.

– Наукоемкое производство, если не всегда, то зачастую, требует повышения квалификации, в вашем случае как обстоит дело с обучением?

– У нас работают высококвалифицированные специалисты, тем не менее, мы обучаем сотрудников, в том числе и за рубежом. Композитная отрасль развивается очень стремительно, и в отдельных ее направлениях передовиками являемся не мы, а англичане, например, и мы отправляем сотрудников за рубеж для обучения отдельным тонкостям. Есть такая технология, как RTM, и мы отправляли своих сотрудников на обучение в Великобританию. Кроме того, мы регулярно участвуем в зарубежных выставках, конференциях, где, с одной стороны, сами делимся опытом, а с другой – получаем знания.

– Какие результаты приносит участие в выставках? Часто ли привозите контракты?

– В большинстве случаев участие более чем оправдано. Мы неоднократно привозили хорошие контракты. Мы показываем на выставках новые продукты, например, композитную сетку: в том виде, в котором ее создаем мы, на рынке аналогов нет, поэтому мы, конечно, имеем огромный спрос. Если выставка в Европе, это не означает, что клиенты будут только из Европы. Например, на одной из таких выставок мы получили контракт с потребителями из Дубая. Сейчас наша продукция закладывается в ряд проектов, которые будут реализованы в ОАЭ, например, развитие сети метро в Дубае.

– Есть ли перспективные регионы, до которых вы пока еще не добрались, но хотелось бы? Какие?

– Мы пока не добрались в полной мере до рынка Северной Европы. Дело в том, что Северная Европа крайне нуждается в энергоэффективных технологиях, которые позволяют сберегать тепло в домах. Только в Великобритании в год строится 350 тыс. частных домов, из них все больше и больше так называемых пассивных домов, то есть домов, которые практически не потребляют энергию. Рынок на самом деле колоссальный, и пока мы не чувствуем, что его насыщаем в полной мере, мы могли бы производить и поставлять гораздо больше. Мы постоянно находимся в поисках каналов дистрибуции. (А. Мякота, БИКИ/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version