18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, на ВДНХ начался поспешный демонтаж модернистских фасадов павильонов «Здоровье», «Вычислительная техника» и «Радиоэлектроника» – без предварительного обсуждения с экспертами-историками архитектуры, хотя 9 апреля этого года руководство выставочного центра обещало специалистам, представителям общественности и журналистам, что все планы по реконструкции комплекса будут обсуждаться с «экспертным советом». Сейчас членов этого совета о грядущем демонтаже никто не предупредил.
В те же месяцы, когда готовилась американская выставка, по личному указанию Хрущева группа ученых и инженеров научно-исследовательского кинофотоинститута под руководством профессора Е. Голдовского разработала свою, советскую систему круговой кинопроекции.
Само здание кинопанорамы, спроектированное и построенное всего за три месяца (архитектор Н. Стригалева, инженер Г. Муратов), в архитектурном отношении представляет собой несколько неловкую попытку освоить язык современности. Архитектор логично выбрала круглую форму плана: в нижнем ярусе круглый зрительный зал, на котором до 300 человек могли стоя созерцать проецировавшийся на 22 экрана фильм, окружает галерея фойе, в тыльной части прерываемая служебными помещениями и лестницей, в среднем – проекционные, а наверху собрано вентиляционное и прочее техническое оборудование.
Фасад традиционно поделен по вертикали на три части, хотя их пропорции несколько отличаются от классических. Над низким цоколем поднимаются прозрачные стены из стеклопакетов на металлическом каркасе, прикрытом снаружи алюминиевыми профилями. «Для сохранения целостности архитектурного приема, двери входов и выходов расположенные в наружном остеклении фойе, также выполнены прозрачными – из закаленного небьющегося стекла без обвязок» , отмечает необычную деталь автор статьи в журнале «Архитектура и строительство Москвы». В соответствии с актуальным принципом «перевернутой» тектоники, верхняя часть стен сделана глухой: гладь кладки светлого кирпича оживляют лишь размещенные ближе к крыше группы небольших вентиляционных отверстий.
Отсутствие штукатурки (тогда еще не было даже такого понятия штукатурная станция цена на которые делает их сейчас довольно популярными) позволило вернуться к решению, в свое время доставившему немало неприятностей архитекторам авангарда: карниз под крышей отсутствует, и интенсивность воздействия на стены осадков, стекающих с конусообразной крыши, умеряют лишь вынесенные вперед водостоки. Венчала здание «корона» из волнообразных неоновых трубок с повторяющейся, также светящейся, надписью «Круговая кинопанорама»; к сожалению, этот элемент, сильно украшавший скромное здание, не сохранился.
В интерьере современные материалы сочетались с традиционными: стены фойе и зала под экранами были отделаны покрытыми пластиком древесно-стружечные плитами, швы между которыми скрывали алюминиевые накладки на швах, а вот полоса между верхним и нижним рядами экранов была обита черным бархатом, прекрасно подходившим для маскировки линз проекторов. Несмотря поспешность создания и неизбежную ограниченность репертуара, кинопанорама на ВДНХ, немного модифицированная в 1965-1966 годах, когда 22 экрана заменили на 11, оказалось весьма успешной. Она функционирует до сих пор – единственная из всех построенных когда-то в СССР кинотеатров такого типа. (archi.ru/Строительство в Украине и мире)