Строительство и недвижимость в Украине и мире

США: рынок строительных материалов в 2011 г.

В последние два года на рынке строительных материалов США наблюдался спад, который был вызван сокращением объемов строительного производства в стране. Согласно прогнозам экспертов, рост сектора начнется в 2013 г.

В прошедшие несколько лет американский рынок напольных покрытий имел как периоды ускорения, так и замедления своего развития. По данным компании Catalina Research, в сентябре 2011 г. доля текстильной продукции на рынке напольных покрытий составила 41%. На рынке твердых покрытий одновременно с ростом спроса на продукцию из искусственных материалов, что связано с их более высокой износоустойчивостью и легкостью в уходе (на их долю в этот период приходилось около 45% рынка твердых покрытий), наблюдалось сокращение использования покрытий из натуральных материалов, в том числе паркета и ламината. В ближайшее время, по прогнозам экспертов, спрос на них возрастет, что связано с ростом благосостояния населения.

Показатели рынка напольных покрытий в январе-сентябре 2011 г.

Напольные покрытия
Твердые Ковровые
Динамика продаж производителей, % (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года)
По стоимости 104,3 99,3
По площади 101,9 95,0
Средние отпускные цены, $/кв. фут 1,14 0,92
Доля рынка, %
По стоимости 46,7 53,3
По площади 41,4 58,6

Источник: Floor Covering Institute.

Ввиду того, что в США активно внедряется государственная программа по повышению энергоэффективности зданий, предусматривающая ужесточение требований к энергосбережению и теплозащите, производство изоляционных материалов является одним из наиболее перспективных направлений отрасли. Наибольшим спросом в США пользуются такие материалы, как стекловолокно и пенополистирол (пенопласт), на долю которых приходится 90% рынка. По прогнозам экспертов, в 2011-2016 гг. их продажи возрастут с $3 млн. до $4,3 млн. и с $2,7 млн. до $3,9 млн. соответственно. Наряду с этим в ближайшее время, как ожидается, начнется увеличение спроса на целлюлозные изоляционные материалы.

Рынок изоляционных материалов

2006 г. 2011 г. 2016 г. (прогноз) 2006-2011 гг. (среднегодовой показатель) 2011-2016 гг. (прогноз, среднегодовой показатель)
$ млн. %
Всего 8450 6115 8900 -6,3 7,8
Стекловолокно 4191 2955 4370 -6,8 8,1
Пенопласт 3696 2750 3910 -5,7 7,3
Целлюлоза 212 85 175 -16,7 15,5
Минеральная вата 117 115 145 -0,3 4,7
Прочие материалы 94 85 110 -2,0 5,3

Источник: The Freedonia Group.

Если в 2006-2011 гг. американский рынок отделочных материалов для внешней отделки неуклонно сокращался (в среднем на 11,6% в год), то в 2011 г. начался его рост, который в период до 2016 г., когда объем продаж, как ожидается, превысит 96 млн. кв. футов, будет составлять в среднем 8,4% в год.

Продажи материалов для внешней отделки

2006 г. 2011 г. 2016 г. (прогноз) 2006-2011 гг. (среднегодовой показатель) 2011-2016 гг. (прогноз, среднегодовой показатель)
$ млн. %
Всего 119,7 64,5 96,5 -11,6 8,4
Винил 41,0 23,9 32,9 -10,2 6,6
Фазерцемент 15,4 9,4 15,5 -9,4 10,5
Гипсовая штукатурка 19,5 8,7 14,5 -14,9 10,8
Кирпич 17,0 7,2 12,3 -15,8 11,3
Прочие 26,8 15,3 21,3 -10,6 6,8

Источник: The Freedonia Group.

После того, как в 2010-2011 гг. рынок окон сократился с 41,6 млн. единиц до 37,9 млн., в 2012 г. он вырос до 40,5 млн. В 2013 г., по прогнозам экспертов, рост продолжится – до 46 млн. При этом спрос будет расти на все виды окон.

Продажи окон, млн. единиц

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. (оценка) 2013 г. (прогноз)
Всего 48,4 38,9 41,6 37,9 40,5 45,8
 Виниловые 29,8 25,5 27,8 25,7 27,6 31,2
 Деревянные 11,9 8,6 8,9 7,7 8,0 8,8
 Алюминиевые 4,6 2,9 2,8 2,5 2,7 3,1
 Стеклопластиковые 1,4 1,2 1,4 1,2 1,5 1,8
 Прочие 0,8 0,7 0,7 0,7 0,8 1,0
В новых зданиях 18,1 11,4 11,9 11,7 13,9 17,1
 Виниловые 9,7 6,3 6,7 6,6 7,9 9,8
 Деревянные 4,3 2,5 2,8 2,6 3,0 3,6
 Алюминиевые 3,3 1,9 1,7 1,8 2,1 2,5
 Стеклопластиковые 0,6 0,5 0,5 0,5 0,7 0,8
 Прочие 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3
Замена 30,2 27,5 29,6 26,1 26,6 28,8
 Виниловые 20,1 19,1 21,1 19,1 19,7 21,4
 Деревянные 7,7 6,1 6,1 5,1 5,0 5,2
 Алюминиевые 1,2 1,0 1,0 0,7 0,6 0,6
 Стеклопластиковые 0,7 0,7 0,8 0,7 0,8 0,9
 Прочие 0,6 0,5 0,6 0,5 0,6 0,7

Источники: Ducker Worldwide, AAMA, WDMA.

Внедрение государственной программы по повышению энергоэффективности зданий в США также оказало существенное влияние на американский рынок входных дверей. В настоящее время в стране, где, по данным Energy Information Administration (EIA), около 40% частных домов оснащены стеклянными входными дверями, отмечается рост спроса на продукцию из металла. В конце 2011 г. прекратилось предоставление субсидий частным домохозяйствам (Residential Energy Efficiency Tax Credit) на замену окон и дверей, осуществляемое в рамках программы повышения энергоэффективности зданий, что несколько замедлило темпы развития отрасли.

Структура спроса на данную продукцию в США неоднородна и зависит от региона. Это объясняется тем, что в северных районах страны требования к теплоизоляционным характеристикам зданий более высокие.

Продажи окон и дверей в 2009-2012 гг., $ млн.

2009 г. 2010 г. 2011 г. Первое полугодие 2012 г.
Изделия из дерева 8458 8284,9
 Импорт 484,85 491,5 463,0 240,63
 Экспорт 180,45 188,1 193,4 91,98
Изделия из металла 9056,2 8905,7
 Импорт 530,8 425,1 448,5 243,7
 Экспорт 288,3 300,7 347,5 179,1

Источники: U. S. Department of Commerce, U. S. International Trade Commission, U. S. Census Bureau.

В 2011 г. рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) и клеев, по данным компании U. S. Census Bureau” увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,7%, – до $30,3 млрд. Основным потребителем продукции отрасли (почти 50%), согласно данным исследовательского института Datamonitor, является строительное производство.

Поскольку как производство, так и использование данной продукции зачастую оказывает вредное воздействие на здоровье людей и наносит ущерб окружающей среде, в США все большим спросом пользуются инновационные и экологически безопасные ЛКМ, отвечающие современным требованиям, такие как водоразбавляемые, в том числе водно-дисперсионные, и порошковые ЛКМ.

В последнее время наблюдался неуклонный рост спроса на трубы в США. Согласно прогнозам Freedonia Group, в ближайшие годы продажи этой продукции будут увеличиваться в среднем на 5,2% в год и в 2015 г. составят 30,4 млн. т, а оборот рынка труб в тот же период – на 6,6% в год, до $38,6 млрд. Одним из основных потребителей продукции отрасли является сельское хозяйство, уровень индустриализации которого в США достаточно высок. Летом 2012 г., когда температура воздуха достигала экстремально высоких отметок, сопровождающихся длительным отсутствием осадков, наблюдалось резкое увеличение потребностей в ирригационных системах, что, в свою очередь, вызвало оживление в сфере производства труб.

Еще одним крупным потребителем труб в США является нефтегазодобывающая промышленность. По данным Администрации энергетической информации правительства США (EIA), объем нефтедобычи в стране возрос с 5,7 млн. барр./сутки в 2011 г. до рекордных в период с 1997 г. 6,3 млн. В 2013 г., как ожидается, он составит 6,7 млн. Также трубы широко применяются при прокладке водопроводных и канализационных систем в стране.

Продажи труб

2009 г., $ млн. 2010 г., $ млн. 2010 г. к 2009 г., %
Металлические и стальные трубы 6828,265 9840,210 144,1
Трубы из искусственных материалов 5906,989 6703,641 113,5
Формованные трубы 5956,500 5843,634 98,1
Бетонные трубы 1638,591 1811,012 110,5

Источник: U. S. Census Bureau.

Несмотря на то, что наибольшим спросом на американском рынке пользуются стальные трубы (их продажи в ближайшее время, как ожидается, будут расти на 5% в год и в 2015 г. составят $16,8 млн.), наиболее быстрыми темпами (более 8% в год в тот же период) будут расти продажи труб ПВХ, который применяется в основном при изготовлении труб небольших диаметров. В этом секторе в США заняты около 150 предприятий. Наиболее перспективным, по мнению экспертов, является рынок труб из полиэтилена высокой плотности (HDPE), которые, по прогнозам, постепенно вытеснят трубы из традиционных материалов. Продажи медных труб, которые практически не используются в строительстве, в 2015 г. составят более $4 млрд. Их основной сферой применения являются производство и установка холодильного и климатического оборудования.

Основные поставщики труб

2011 г. 2012 г. Первое полугодие 2012 г. кпервому полугодию 2011 г.
Первое полугодие
$ млн. %
Всего 15265,6 9759,7 133,0
Канада 2204,2 1298,6 117,2
Республика Корея 1701,4 1081,5 131,1
Китай 1635,5 946,6 126,2
Япония 1284,8 846,8 138,3
Мексика 1494,3 889,1 121,0
Германия 978,3 709,2 157,0
Индия 838,8 460,4 108,5

Источники: U. S. Department of Commerce, U. S. International Trade Commission.

Основным потребителем сантехнических изделий (около 60%) в США также является строительная отрасль. Если в период мирового кризиса и сразу же после него в стране наблюдалась тенденция к простой отделке и покупке недорогой гарнитуры для ванных комнат, то в настоящее время постепенно возрастает число желающих иметь ванную комнату класса “люкс”, оснащенную СПА и джакузи. Также в США отмечается рост рынка сантехнической продукции для пожилых людей, что связано с увеличением средней продолжительности жизни.

Структура импорта сантехнической продукции

2009 г., $ млн. 2010 г., $ млн. 2011 г., $ млн. Январь – июль 2012 г., $ млн. Январь-июль 2012 г. к январю-июлю 2011 г., %
Всего 3671,2 4220,0 4881,9 3263,6 118,7
Изделия из искусственных материалов 126,6 123,6 125,5 74,6 96,9
Изделия из фарфора и фаянса 665,8 759,8 735,7 462,3 108,3
Гарнитура 952,4 1065,7 1080,6 665,5 106,2
Прочие металлические вентили и соединители 1578,0 1860,5 2474,3 1759,9 130,2
Металлические эмалированные изделия 348,3 410,3 465,8 301,3 112,4

Источники: U. S. Department of Commerce, U. S. International Trade Commission. (БИКИ/Строительство в Украине и мире)

Exit mobile version