Одна из крупнейших корпораций Индии, Tata Group, объявила о запуске 30 пилотных проектов “НаноДома”, которые, как ожидает руководство компании, станут одним из решений жилищной проблемы в стране. Нано от Tata, обладающее всеми основными элементами “нормального” дома (кухня, спальни, душ, туалет), имеет площадь всего в 20 кв. м и будет стоить около $700.
Новость из Азии спровоцировала всплеск интереса к мини-строительству на Западе. И оказалось, что за последнее десятилетие в развитых странах сформировался новый устойчивый тренд среди собственников жилья – все большее количество вполне успешных жителей западных стран предпочитает “малоформатное” жилище. Не случайно основной темой каталога продукции мебельного гиганта IKEA на 2012 г. стала мебель для небольшого дома. “Дом необязательно должен быть большим. Просто удобным”, – утверждает слоган на англоязычной обложке. Похоже, что часть обитателей “верхних этажей” мировой экономической пирамиды и обитатели ее “дна” движутся в одном направлении. Правда, по разным причинам и от разных отправных точек.
В государстве, которое населяет 1,2 млрд. жителей, проблема собственного жилья – одна из острейших. По данным консалтинговой компании McKinsey & Co., чтобы удовлетворить только текущий спрос на городское жилье, требуется не менее 25 млн. новых квартир. “Глубинные корни жилищного кризиса в Индии в том, что городская беднота выдавлена с рынка жилья высокими ценами. Государственное строительство жилья для малообеспеченных граждан Индии удручающе неадекватно спросу”, – говорит советник мумбайского отделения общества по продвижению местных ресурсов Сундар Бурра.
В течение последней декады Индия переживала бум на рынке жилья. Но подавляющее большинство построенного предназначалось для активно формирующегося индийского среднего класса, который, по некоторым оценкам, достигает 300 млн. человек. Глобальная рецессия заставила строительные компании пересмотреть приоритеты, в частности, обратить внимание на обитателей “основания” индийской экономики.
Рынок в этом сегменте огромен. По данным исследовательской компании Monitor India, расположенной в Мумбае, как минимум, 23 млн. городских семей со средними и ниже средних доходами (зарабатывающими от $1,4 до $3 тыс. в год) не имеют собственного жилья, но твердо намерены приобрести его. С учетом сельских жителей эта цифра увеличивается до 180 млн. семей. “Не считай их слишком бедными для того, чтоб покупать твою имеющуюся продукцию – сотрудничай с ними, чтоб создавать новую”, – писал создатель концепции “основания экономической пирамиды” профессор Мичиганского университета Коимбатор Кришнарао Прахалад.
Руководство Tata Group одним из первых прислушалось к советам финансового гуру. Сначала это был нанокар, мини-автомобиль стоимостью в $2,5 тыс. Сегодня – дешевое жилище.
В июле Tata Group начала серию генеральных испытаний нового детища – сборного дома стоимостью в 32 тыс. рупий ($720). Он поставляется в виде набора элементов – стены, полы, крыша, двери, окна. Все элементы изготовлены из натуральных материалов – дерева, древесной пробки, бамбука, коры кокоса. Предполагаемый срок эксплуатации жилища – 20 лет. Дом будет поставляться в трех разных размерах. В более дорогих вариантах предполагаются солнечные батареи. К середине 2012 г. нанодома поступят на общенациональный рынок. Основными покупателями нового дома станут сельские жители, у которых есть земля. Кроме того, новый продукт Tata Group может стать частью государственного жилищного фонда. Спрос на нанодома огромен. Компания уже вынуждена организовывать лотереи, чтобы расставить приоритеты среди потенциальных покупателей.
Но нанодом не является единственным жилищным проектом Tata Group, нацеленным на “рынок основания пирамиды”. Ее строительное подразделение активно возводит целые микрорайоны дешевого малоформатного жилья по ценам от $7,8 до $13,4 тыс. за квартиру (площадью соответственно в 20 и 35 кв. м).
Как прогнозирует расположенная в Нью-Дели компания по исследованию рынков RNCOS, бюджетная недвижимость станет главным двигателем строительной индустрии Индии в следующие 10 лет: “Застройщики поняли, что реальный спрос сегодня формируется не в премиум-сегменте, а в сегменте “общедоступного жилья”. Как ожидается, размеры этого рынка к 2013 г. достигнут $110 млрд., или 80% всего спроса на жилье в Индии.
Стремление к доступному, пусть и малоформатному, но собственному жилью характерно не только для жителей развивающихся стран. На Западе едва ли не единственным сегментом строительной индустрии, успешно пережившим рецессию, стали фирмы и компании, специализирующиеся на изготовлении “небольших” домов и квартир. По мнению Джея Шейфера, владельца и основателя строительной компании Tumbleweed Tiny Housing Company, специализирующейся на малых домах, люди “переосмысливают то, что им нужно для счастливой жизни, и живут с этим… Все, что превышает тот уровень, который достаточен для вашего счастья, делает вас менее счастливыми”. “В определенном смысле жизнь в маленьком доме в США сегодня – это форма социального протеста против засилья общества массового потребления”, – убежден Джей Шейфер.
Десятки архитекторов и компаний специализируются сегодня в дизайне мини-помещений. И тысячи покупателей – вне зависимости от того, что ими двигало при выборе размера будущего жилья – кошельком проголосовали за новый малоформатный дизайн. По оценке одного из основателей североамериканского общества небольших домов Грегори Джонсона, с 2002 г. только в штате Айова было построено до 1 тыс. “мини-домовладений” – площадью менее 45 кв. м и стоимостью дешевле $100 тыс. (средняя площадь дома в США сегодня составляет около 220 кв. м).
Можно выделить три основные причины, по которым люди отдают предпочтение малоформатным жилищам.
Прежде всего, это экономика. Средний размер американского дома вырос с 90 кв. м в 1950 г. до 220 в 2004-м, или на 140%. Этот рост был вызван двумя широко распространенными убеждениями: что жить широко – значит жить хорошо и что чем больше дом, тем более выгодна инвестиция в него. Кризис с грубой беспощадностью доказал обратное. Большие дома часто имеют пространство, которое построено (следовательно, оплачено и нуждается в постоянных затратах на содержание), но не используется. По подсчетам архитектора Сары Сузанки, одного из лидеров движения “Не настолько большой” (Not Sо Big), большинство ее клиентов строят примерно треть своего дома в расчете на последующую перепродажу, которая, возможно, не случится в течение следующих трех десятков лет. Кроме того, для большинства владельцев больших домовладений иметь дом означает иметь ипотечный кредит не на один десяток лет.
Вторую группу причин можно определить как “эколого-философскую”. Американская философская мысль в лице жившего в XIX веке Генри Торо выдвинула концепцию “простой жизни” в гармонии с природой. Сегодня к желанию вести “простую жизнь” присоединилась потребность жить с минимумом влияния на окружающую среду. “Люди сыты по горло большими домами, большими автомобилями, большими телевизорами и большими пенсионными отчислениями”, – говорит Грегори Джонсон. На Западе, как грибы после дождя, множатся образцы разнообразных “экодомиков” – “куб” с площадью 9 кв. м от архитекторов Хартфордширского университета в Великобритании или “водораздельный домик” с площадью пола в 6,5 кв. м от компании FLOAT, США.
И третий фактор, который способствует росту популярности малых домов, – демография. Сегодня треть покупателей жилья в США – холосты или не замужем. Увеличилось число разведенных; молодежь покидает родителей; молодые семьи, не желающие обременять себя долгом перед банком, планируют расширять жилплощадь по мере роста семьи. Семейные пары на пенсии, оставшиеся без детей, ищут пути уменьшить нагрузку на свои физические силы и финансы.
“Деревни пенсионеров”, состоящие из небольших комфортабельных домиков, все чаще становятся выбором одиноких и пожилых вместо традиционного дома престарелых. Более того, в последнее время на Западе наблюдается рост семей, состоящих из нескольких поколений. В этих случаях дополнительные дома позволяют родственникам сосуществовать без дополнительного стресса.
Нужно отметить, что “небольшой дом” в западном исполнении не означает “дешевый дом”. Скорее, наоборот. В пересчете расходов по строительству на 1 кв. м он в 1,5-2 раза дороже обычного. Дороже обходится проект такого дома; материалы, которые используются при строительстве, тоже, как правило, лучшего качества. Но в результате получается сравнительно недорогой дом превосходного качества. Зато дальше начинается сплошная экономия: такие дома занимают меньшую площадь, зачастую не облагаются налогом на недвижимость, требуют меньших затрат на содержание и ремонт, меньшее время на уборку. Освободившиеся время и финансы можно направить на карьерный рост, хобби или собственное здоровье. Интересно, что многие мини-дома американцы часто строят на трейлерах: законодательства большинства штатов США запрещают стационарные жилища с площадью менее 25 кв. м.
Эксперты убеждены, что желание жить в небольшом, но удобном доме – не мимолетное увлечение “пресыщенных европейцев”, а устойчивая мировая тенденция, набирающая силу. По словам Сары Сузанки, для США наиболее оптимальными являются дома с площадью 140-230 кв. м: “Урок, который американцы должны усвоить после рецессии: больше не значит лучше. “Небольшие дома – это то, что было до того, как люди начали строить и покупать то, что нужно не им, а риелторам. Поэтому сейчас малые формы возвращаются”, – убежден Джей Шейфер. “Ясно одно – эпоха пригородного дома из американской мечты с несколькими спальнями и гаражом на три джипа уходит в прошлое… Такие дома нежизнеспособны в современном мире”, – подводит итог Грегори Джонсон. (Эксперт-Казахстан/Строительство в Украине, СНГ, мире)